Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

HP


Статьи

Адаптивное бизнес-пространство. Как создать офис, готовый подстроиться под потребности бизнеса.

Адаптивное бизнес-пространство. Как создать офис, готовый подстроиться под потребности бизнеса.

Интервью с партнером архитектурного бюро IND Architects Андреем Сидоровым.

Еще недавно все говорили об офисах open space: вместо стен - большое открытое пространство, вместо кабинетов - прозрачные переговорные. Большие столы для нескольких сотрудников (а иногда и целого отдела!) заменили собой стандартные рабочие места… Похоже, все это останется в прошлом, сегодня все чаще звучит понятие «гибкого» офиса. В чем его суть?

Современный офис – это рабочая среда, которая полностью соответствует запросам бизнеса, отражает новый стиль построения бизнес-процессов в компаниях. Сегодняшние руководители изменили, так называемую, директивную систему управления на менеджмент «по горизонтали». Логично, что представления о том, где и как эффективно работать, тоже должны были поменяться. Кабинетная система и совещания за большим столом у самого главного босса уходят в прошлое.

Еще один важный момент. Сейчас все работают в режиме многозадачности, один сотрудник как правило задействован в нескольких проектах, он все время в движении. Его офис не может быть статичным. Он должен с одинаковым комфортом и эффективностью располагать одновременно и к индивидуальной, и к коллективной работе. Так что гибкость – обязательное свойство рабочего пространства.

Даже если в техническом задании прямым текстом об этом не говорится, все дальнейшие обсуждения с заказчиком приходят именно к этому. Умный офис также учитывает отраслевую специфику компании. Трансформация пространства может проходить по несколько раз в день в разных участках. Представим, что нужно срочно собраться группой для обсуждения важного вопроса. Или необходимо дать возможность клиенту отвлечься на сторонние дела и воспользоваться интернетом. Решение подобных ситуаций заключается в комфортном, быстром видоизменении пространства. Это очень удобно: не нужно договариваться о брони переговорной, не нужно объяснять, где у вас места для работы с гаджетами… Здесь все запросто: вот смарт-боксы, вот библиотека и лаунж, тут же кофе-поинт и игровая зона для «перезагрузки».

Кто придумал понятие «гибкого» офиса, и кто были первыми его заказчиками?

Гибкие офисы, или по-другому agile-офисы, пришли из IT-сферы, как и многое сейчас. Там процессы разработки традиционно ведутся небольшими кросс-функциональными командами. Эти принципы настолько себя оправдали, их эффективность оказалась настолько высока, что они потянули за собой трансформацию всего офисного пространства. Все знают и многие мечтают о работе в таких компаниях, как Google, Apple, Facebook. Почему? Потому что они яркие, индивидуальные, креативные и демократичные. Их сотрудники имеют возможность разрабатывать свои проекты, не утопая в рутине, скуке и однообразии. Более того, комфорт рабочего пространства все чаще становится причиной, по которой лучшие сотрудники не поддаются хэдхантингу, а профессионалы и редкие специалисты скорее откликаются на вакансии. Компании из других отраслей, в том числе и российские, активно перенимают этот опыт. Среди них много клиентов IND architects, например, «Сбербанк», «Альфа-Банк», «L’Oreal», СИБУР и другие. Все они заказали спроектировать офисы, в которых используются и принципы agile.

Для agile проектируются особые конструкции и производится нестандартная мебель?

Шаблонов здесь нет. Транформация, легкость и мобильность – основные принципы интерьера: мебель может быть на колесиках, чтобы ее можно было легко переместить, а перегородки мобильными. Сами перегородки не просто видоизменяют пространство, но могут включать в себя интерактивный функционал, например, на них можно писать, рисовать, клеить стикеры.

Отдельная тема – рекреационные пространства, где могут быть настольные игры, тренажеры. Некоторые компании идут еще дальше и включают в рабочее пространство душевую, мини-спортзал и место для сна. Не секрет, что многие проекты создаются в авральном режиме и не всегда получается уйти домой перед сдачей работы.

Отличная вещь - акустические диваны с высокими спинками, которые могут служить как полноценные переговорные. Из акустических шумопоглащающих материалов сегодня делается и сама мебель: брейн-сторминг отдельной команды не должен мешать тому, кто индивидуально работает над проектом.

Как понять, что нужно конкретному офису: где будет пользоваться успехом и заряжать энергией настольный футбол, а где для эффективной работы во что бы то ни стало необходим монитор на потолке?

Для этого проводится исследование: смотрим, как сотрудники используют пространство, какие функциональные зоны востребованы, а что не пользуется спросом, оцениваем, сколько времени сотрудник проводит на рабочем месте, в зоне отдыха, у кофе-пойнтаЭто несложно и очень эффективно. Анализ выливается в конкретные цифры и решения – неэффективно используемые площади переосмысливаются, например, может быть сокращено число рабочих столов, если анализ покажет, что какой-то процент их не востребован и внедрен принцип hot-desking

Были ли в вашей практике совсем уж необычные решения для заказчика, которые, тем не менее, оправданы?

Для нас нет понятия необычного, зато есть понятие индивидуального. В офисе того же «Альфа банка» на стенах мы поместили супер-героев из комиксов, а для конфиденциальных переговоров у них есть самая настоящая телефонная будка. Новый офис «Сбербанка» мы спланировали так, чтобы в нем появилось собственное «Садовое кольцо», где можно ездить на самокатах, лекторий выглядит как амфитеатр в парке, а рабочие островки, или трайбы, ассоциированы и известными московскими местами: парком Сокольники, Арбатом, Крымской набережной, площадью Гагарина, ВДНХ, Красной площадью.

Для кого-то принципиально сохранить связь с природой, поэтому в отделке таких офисов используются натуральные материалы и фитодизайн. Все это создает особый микроклимат офиса, вдохновляет и располагает к эффективной работе.

Назад к списку

#WORK_AREA#