Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

Catery S.A.Ricci Project Management


Статьи

Взаимодействие Арендатора и Арендодателя. В чем причина конфликтов и как ими управлять?

Взаимодействие Арендатора и Арендодателя. В чем причина конфликтов и как ими управлять?

Мнения экспертов компании ILM

Успех в эксплуатации объектов коммерческой недвижимости напрямую зависит от взаимоотношений между собственником и арендодателем. Собственники максимально нацелены на получение стабильного дохода от эксплуатации своего объекта, в тоже время стабильный арендный поток обеспечивают арендаторы, которые могут полноценно работать в здании и оставаться довольными, если собственник учитывает их пожелания и создает комфортную для работы атмосферу. В любых взаимоотношениях могут возникнуть конфликтные ситуации. Аренда коммерческой недвижимости не является исключением.

Что лежит в основе конфликтов между собственником и арендатором?

dogovor-arendy2.jpg В основе всех конфликтов между собственником и арендатором лежит плохо проработанный договор аренды. Иногда стороны подписывают договор, не до конца понимая последствия тех или иных условий договора. Иногда договор не достаточно содержательный, чтобы охватить все возможные конфликтные ситуации и способы их разрешения, иногда одна из сторон не выполняет свои обязательства, но в договоре не прописаны способы наложения санкций за невыполнение таких обязательств. Иногда конфликты носят искусственный характер и связаны с тем, что либо арендодатель, либо арендатор добивается досрочного выхода из договора. Но в основе конфликта всегда лежит плохо составленный и неправильно интерпретированный договор аренды.

Каковы наиболее распространенные причины конфликтов?

Конфликты часто возникают, когда одна из сторон начинает считать коммерческие условия, закрепленные договором, не справедливыми.

Это происходит, как правило, в периоды резкого роста или падения арендных ставок. Кризис 2008 года показал, что и в таких условиях тоже можно договариваться, если стороны настроены на долгосрочные отношения.

managing_generations.jpgОчень часто споры между арендатором и арендодателем возникают из-за задержки выплаты арендной платы и иных платежей. Чтобы избежать конфликта, связанного с несвоевременными выплатами, необходимо четко прописать сроки внесения оплаты за аренду. Разрешить ситуацию в свою пользу возможно, если только опираться на юридически грамотно составленный договор. Если своевременно не вносится арендная плата, собственники могут и имеют на это право потребовать уплаты штрафа от арендатора, либо вообще расторгнуть досрочно договор аренды и тем самым вынудить арендатора освободить занимаемое помещение.

Еще одним основанием для возникновения конфликтной ситуации является порча имущества. Риск порчи износа и порчи имущества при сдаче в аренду помещения есть всегда и собственник обычно готов к этому риску. Тем не менее, чтобы еще на этапе заключения договора аренды предотвратить связанную с порчей имущества конфликтную ситуацию, важно четко прописать в договоре аренды обязанности арендатора по освобождению помещения.

Какие правила и рекомендации по урегулированию или разрешению конфликтов Вы можете дать?

Для управления конфликтом, если таковой не носит искусственный характер, мы рекомендуем участие третей стороны. Это должен быть человек с медиаторскими способностями, со знанием рынка, не вовлеченный в эмоциональную сторону конфликта.

Существуют ли определенные приоритеты / льготы, позволяющие удержать текущих арендаторов?

peregovory_naotlichno(1).jpgНужно, как минимум, поддерживать тесные контакты с якорными арендаторами, которые повышают ценность здания. Стандартного набора приоритетов и льгот для таких арендаторов не существует, но, как правило, это более выгодные коммерческие условия, гибкие возможности по расширению и сокращению арендуемых площадей, выделение дополнительных электрических мощностей, парковочных мест и т.д.

Вообще, природа отношений арендатора и арендодателя часто носит реактивный характер. Обе стороны, закладывая основы будущих отношений, опираются исключительно на предыдущий опыт и ошибки. Привлечение же сторонней консалтинговой компании к процессу поиска помещения и согласованию договора аренды позволяет использовать более широкий опыт, который она аккумулирует на ежедневной основе, и заранее прогнозировать возможные конфликтные ситуации и предусмотреть способы их разрешения.

Сегодня как арендодатели, так и арендаторы используют более гибкий подход по отношению друг к другу и чаще всего находят компромисс, на который обе стороны готовы пойти, отстаивая свои интересы. Те же собственники, мало обращающие внимания на изменения рынка и не проявляющие гибкость в отношениях с арендаторами, имеют либо пустующие площади, либо неплатежи.

Назад к списку

#WORK_AREA#