Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

Catery S.A.Ricci Project Management


Статьи

Исследование рынка профессионального клининга

Исследование рынка профессионального клининга

Исследования проводил: Кадровый Холдинг АНКОР

Автор Статьи:  Анисимова Юлия - Руководитель Управления Административного аутсорсинга

В конце 2014 года Кадровый Холдинг  АНКОР провел исследование рынка профессионального клининга.  Вопрос встал на повестку дня не случайно  - нередко наши Клиенты обращаются к нам как к профессионалам, оказывающим комплекс услуг по сопровождению работы офиса,  зачастую  передавая нам функцию выбора и управления поставщиками клининговых услуг.

Посредством телефонного интервью, по специально разработанным вопросам, была оценена аудитория порядка 100 клининговых компаний России. В опросе принимали участие топ-менеджеры,  директора, руководители функциональных направлений компаний сферы уборки. Средняя численность опрошенных компаний без рабочего персонала  32 сотрудника.

Клининговый бизнес в России в настоящее время находится в стадии формирования. Рынок  достаточно закрыт и нестабилен, его представители сложно делятся информацией, опасаясь конкуренции. Основной пласт (37% компаний) – имеют численность менее 50 сотрудников, а еще 16%  - не более 100 сотрудников.  Компаний – флагманов рынка, имеющих в штате более 1000 сотрудников всего 14%.

Доля отечественного рынка клининговых компаний  -  200-220 миллионов долларов, рынок Москвы - 100-150 миллионов долларов (по данным 2013 года):

Ежегодные темпы роста по рынку составляют около 30%.

На Российском рынке задействовано более 500 клининговых компаний.

Клининговые услуги более всего востребованы на рынках коммерческой недвижимости, в промышленности и рознице, государственном секторе. Практически половина опрошенных, а именно,  42% компаний планируют выйти в новый для себя сегмент клинингового направления, из них 27% делают ставку на крупные государственные производственные объекты.

Спектр услуг клининговых компаний, зачастую не ограничен только клинингом, а представлен следующими видами услуг:

Заходя на новые объекты, клининговые компании испытают трудности, среди которых: ограничение бюджета - 73%, подбор линейного персонала – 68%, завышенные требования заказчика - 61%, техническая спецификация объекта – 52%.

Важным звеном, посредством которого решаются данные трудности, компании считают грамотного менеджера объекта.  При этом порядка 71% опрошенных компаний отмечают дефицит данной категории персонала,

При смене провайдера Клиенты, безусловно заинтересованы в том, чтобы их текущий менеджер продолжил управлять обьектом.

Клининговые компании в ответ на это: предложат текущему менеджеру интересный мотивационный пакет для сохранения его на объекте (42 компании из 100) или порекомендуют Клиенту  нового высококомпетентного сотрудника  (58 %).

По этой причине в 20% случаях происходит переманивание менеджеров между клининговыми компаниями.  Этот процесс влияет на увеличение расходов клининговой компании и как результат влияет на стоимость. Поэтому при заходе на объект компании 67% клининговых компаний практикуют  внутреннее продвижение сотрудников.

Потрет менеджера объекта в клининге:  Профессиональные навыки - 87% (развитые навыки работы с клиентами); навыки планирования и организации - 63% (планирование рабочего времени); личные качества  - 51% (ответственность); стрессоустойчивость и индивидуальный подход к Клиенту. В клининговых компаниях на данный момент существует неоднородное представление о необходимых качествах менеджерского состава.

26% клининговых компаний увольняли менеджеров из-за несоответствия профессиональным компетенциям, выделяя следующие характеристики неэффективности:

          Отсутствие желания развиваться, интереса к работе

          Неорганизованность

          Неумение ставить цели и планировать время

          Отсутствие результата

          Безответственность

          Безинициативность

Покидают менеджеры объекта компании в основном по причинам: не удовлетворенности доходом - 40%, завершения проекта - 33%, желания сменить сферу – 24%. Четко прослеживается связь между причинами ухода менеджеров и основными мотивирующими факторами: уровень дохода, профессиональный и карьерный рост.

Программы по развитию управленческих кадров в клининге не практикуются, акцент смещается в сторону обучения по технологии уборки (51%).

В свою очередь стоит заметить, что обучение для уборщиц, специалистов – клинеров проводится не на регулярной основе и связано в основном с переводом на новый объект.

Клиенты все чаще выражают общее пожелание по дополнительному обучению сотрудников на объектах (32%), настаивая на проведении такого обучения на регулярной основе.

А 15% Клиентов категорически настаивают на смене состава проектных сотрудников – уборщиков, 7% Клиентов просят скидку.

Практически 100% Клиентов говорят о необходимости стандартизации в клининге, создания реестра поставщиков и необходимости улучшения уровня и  качества оказываемых услуг.

У клининговой компании встает главный вопрос: «Как сохранить баланс между высоким качеством и экономией для Клиента».

Зачастую страдает качество, а экономия производится за счет привлечения граждан Казахстана, Узбекистана, Украины и Белоруссии. Они более заинтересованы в должностях, не требующих специального образования, а оформление медицинских книжек производится за счет работодателя, сфера клининга для них – панацея. По данным проведенного в 2010 году исследования, 72% приезжающих из Таджикистана трудовых мигрантов ищут работу в российской столице.

К сожалению, в основном, привлекаемые мигранты оформлены не совсем корректно (иногда  нелегально), а, следовательно, клининговая компания экономит: на зарплате,  социальных выплатах и налогах. О ежегодной индексации или выплате дополнительных льгот для сотрудников речь в таком случае не идет.

В первый день нового 2015 года в РФ вступили в силу новые правила для мигрантов, прибывающих из стран, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Больнее всего новые требования ударят, в частности, по прибывающим в поисках работы гражданам Таджикистана и Узбекистана: им придется сдавать дорогостоящие экзамены по русскому языку и истории, а также платить втрое больше, чем раньше, за патент на трудовую деятельность в Москве.

Уже сейчас ФМС говорит о сокращении за первые дни января на 70% потока мигрантов по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Крупные игроки клинингового рынка уже сейчас так же говорят об оттоке работников. В некоторых компаниях такой отток составил 50%.

В единичных случаях на отток так же повлиял и курс доллара, так как девальвация рубля резко понизила зарплаты.  Потери в уровне дохода в привязке к иностранной валюте составляют порядка 30-40%. Клининговые компании будут искать новые возможности в привлечении сотрудников либо прекращать деятельность, если способ найден не будет. Зависимость компаний данной сферы от людей, работающих на проектах, значительна.

Некоторые клининговые компании уже сейчас в кулуарах говорят об укрупнении. Поглощение более крупными компаниями мелких, слияния в холдинговые структуры, возможно, станет трендом ближайших нескольких лет.

В любом случае, основными регионами, которые могут пострадать изменений на рынке клининга, станут: Центральный Федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ. Не секрет, что именно в этих регионах поток мигрантов выше и сосредоточен клининговый бизнес (48%).

Все законодательные нововведения изменят рынок до неузнаваемости. Несомненно, так же повлияет и общеэкономическая ситуация, так как закупка иностранных уборочных машин и чистящих средств прогнозируемо увеличит затратную составляющую. В свою очередь, клининговые компании будут стремиться к пересмотру текущих цен с Клиентами. А судя по анализу рыночной ситуации, практически половина компаний Клиентов не готова увеличивать бюджеты для провайдеров.

Итог данной борьбы интересов будет виден уже к середине года.


Презентация исследования 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад к списку

#WORK_AREA#