
Исследования проводил: Кадровый Холдинг АНКОР
Автор Статьи: Анисимова Юлия - Руководитель Управления Административного аутсорсинга
В конце 2014 года Кадровый Холдинг АНКОР провел исследование рынка профессионального клининга. Вопрос встал на повестку дня не случайно - нередко наши Клиенты обращаются к нам как к профессионалам, оказывающим комплекс услуг по сопровождению работы офиса, зачастую передавая нам функцию выбора и управления поставщиками клининговых услуг.
Посредством телефонного интервью, по специально разработанным вопросам, была оценена аудитория порядка 100 клининговых компаний России. В опросе принимали участие топ-менеджеры, директора, руководители функциональных направлений компаний сферы уборки. Средняя численность опрошенных компаний без рабочего персонала 32 сотрудника.
Клининговый бизнес в России в настоящее время находится в стадии формирования. Рынок достаточно закрыт и нестабилен, его представители сложно делятся информацией, опасаясь конкуренции. Основной пласт (37% компаний) – имеют численность менее 50 сотрудников, а еще 16% - не более 100 сотрудников. Компаний – флагманов рынка, имеющих в штате более 1000 сотрудников всего 14%.
Доля отечественного рынка клининговых компаний - 200-220 миллионов долларов, рынок Москвы - 100-150 миллионов долларов (по данным 2013 года):
Ежегодные темпы роста по рынку составляют около 30%.
На Российском рынке задействовано более 500 клининговых компаний.
Клининговые услуги более всего востребованы на рынках коммерческой недвижимости, в промышленности и рознице, государственном секторе. Практически половина опрошенных, а именно, 42% компаний планируют выйти в новый для себя сегмент клинингового направления, из них 27% делают ставку на крупные государственные производственные объекты.
Спектр услуг клининговых компаний, зачастую не ограничен только клинингом, а представлен следующими видами услуг:
Заходя на новые объекты, клининговые компании испытают трудности, среди которых: ограничение бюджета - 73%, подбор линейного персонала – 68%, завышенные требования заказчика - 61%, техническая спецификация объекта – 52%.
Важным звеном, посредством которого решаются данные трудности, компании считают грамотного менеджера объекта. При этом порядка 71% опрошенных компаний отмечают дефицит данной категории персонала,
При смене провайдера Клиенты, безусловно заинтересованы в том, чтобы их текущий менеджер продолжил управлять обьектом.
Клининговые компании в ответ на это: предложат текущему менеджеру интересный мотивационный пакет для сохранения его на объекте (42 компании из 100) или порекомендуют Клиенту нового высококомпетентного сотрудника (58 %).
По этой причине в 20% случаях происходит переманивание менеджеров между клининговыми компаниями. Этот процесс влияет на увеличение расходов клининговой компании и как результат влияет на стоимость. Поэтому при заходе на объект компании 67% клининговых компаний практикуют внутреннее продвижение сотрудников.
Потрет менеджера объекта в клининге: Профессиональные навыки - 87% (развитые навыки работы с клиентами); навыки планирования и организации - 63% (планирование рабочего времени); личные качества - 51% (ответственность); стрессоустойчивость и индивидуальный подход к Клиенту. В клининговых компаниях на данный момент существует неоднородное представление о необходимых качествах менеджерского состава.
26% клининговых компаний увольняли менеджеров из-за несоответствия профессиональным компетенциям, выделяя следующие характеристики неэффективности:
• Отсутствие желания развиваться, интереса к работе
• Неорганизованность
• Неумение ставить цели и планировать время
• Отсутствие результата
• Безответственность
• Безинициативность
Покидают менеджеры объекта компании в основном по причинам: не удовлетворенности доходом - 40%, завершения проекта - 33%, желания сменить сферу – 24%. Четко прослеживается связь между причинами ухода менеджеров и основными мотивирующими факторами: уровень дохода, профессиональный и карьерный рост.
В свою очередь стоит заметить, что обучение для уборщиц, специалистов – клинеров проводится не на регулярной основе и связано в основном с переводом на новый объект.
Клиенты все чаще выражают общее пожелание по дополнительному обучению сотрудников на объектах (32%), настаивая на проведении такого обучения на регулярной основе.
А 15% Клиентов категорически настаивают на смене состава проектных сотрудников – уборщиков, 7% Клиентов просят скидку.
Практически 100% Клиентов говорят о необходимости стандартизации в клининге, создания реестра поставщиков и необходимости улучшения уровня и качества оказываемых услуг.
У клининговой компании встает главный вопрос: «Как сохранить баланс между высоким качеством и экономией для Клиента».
Зачастую страдает качество, а экономия производится за счет привлечения граждан Казахстана, Узбекистана, Украины и Белоруссии. Они более заинтересованы в должностях, не требующих специального образования, а оформление медицинских книжек производится за счет работодателя, сфера клининга для них – панацея. По данным проведенного в 2010 году исследования, 72% приезжающих из Таджикистана трудовых мигрантов ищут работу в российской столице.
К сожалению, в основном, привлекаемые мигранты оформлены не совсем корректно (иногда нелегально), а, следовательно, клининговая компания экономит: на зарплате, социальных выплатах и налогах. О ежегодной индексации или выплате дополнительных льгот для сотрудников речь в таком случае не идет.
В первый день нового 2015 года в РФ вступили в силу новые правила для мигрантов, прибывающих из стран, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Больнее всего новые требования ударят, в частности, по прибывающим в поисках работы гражданам Таджикистана и Узбекистана: им придется сдавать дорогостоящие экзамены по русскому языку и истории, а также платить втрое больше, чем раньше, за патент на трудовую деятельность в Москве.
Уже сейчас ФМС говорит о сокращении за первые дни января на 70% потока мигрантов по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Крупные игроки клинингового рынка уже сейчас так же говорят об оттоке работников. В некоторых компаниях такой отток составил 50%.
В единичных случаях на отток так же повлиял и курс доллара, так как девальвация рубля резко понизила зарплаты. Потери в уровне дохода в привязке к иностранной валюте составляют порядка 30-40%. Клининговые компании будут искать новые возможности в привлечении сотрудников либо прекращать деятельность, если способ найден не будет. Зависимость компаний данной сферы от людей, работающих на проектах, значительна.
Некоторые клининговые компании уже сейчас в кулуарах говорят об укрупнении. Поглощение более крупными компаниями мелких, слияния в холдинговые структуры, возможно, станет трендом ближайших нескольких лет.
В любом случае, основными регионами, которые могут пострадать изменений на рынке клининга, станут: Центральный Федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ. Не секрет, что именно в этих регионах поток мигрантов выше и сосредоточен клининговый бизнес (48%).
Все законодательные нововведения изменят рынок до неузнаваемости. Несомненно, так же повлияет и общеэкономическая ситуация, так как закупка иностранных уборочных машин и чистящих средств прогнозируемо увеличит затратную составляющую. В свою очередь, клининговые компании будут стремиться к пересмотру текущих цен с Клиентами. А судя по анализу рыночной ситуации, практически половина компаний Клиентов не готова увеличивать бюджеты для провайдеров.
Итог данной борьбы интересов будет виден уже к середине года.
Презентация исследования