
«26 января в Торгово – промышленной палате РФ» состоялась конференция по закупкам, в рамках которой впервые выступил спикер Кузнецов Кирилл Владимирович - руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru, эксперт по вопросам регламентации и контроля закупочной деятельности. Его выступление на тему:«Некоторые схемы манипулирования результатами конкурентной закупки» вызвало ажиотаж и неподдельный интерес аудитории.
Предлагаем Вашему вниманию статью на тему: «Ключевые точки контроля контрактного цикла. Проект контракта как объект особого внимания», автором которой является Кирилл Кузнецов.
Процесс развития контрактной системы, равно как и ужесточение требований к расходованию бюджетных средств вызванное, в том числе, не самой простой экономической ситуацией, требуют серьезного внимания к организации мониторинга, аудита и контроля.
Можно дискутировать об адекватности реализуемых в настоящее время подходов, в первую очередь в контексте неформальности и не избыточности, так как крылатый принцип из сферы безопасности "если расходы на создание системы безопасности превышают возможные потери из-за ее отсутствия - не стоит тратить на нее ресурсы" актуален и для системы государственных закупок. К примеру, ситуация, когда на выявление формального несоответствия в закупочной документации, не оказывающее значимого влияние на результат закупки, тратятся значительные силы контролера, причем в условиях недостаточной четкости и однозначности правил, начиная со стержневого законодательного акта - Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе) и заканчивая ведомственными приказами.
Вероятно, уже назрела необходимость более четкого разделения зон ответственности и исключения необоснованного дублирования общего, ведомственного, общественного, финансового, аудиторского, прокурорского и другого присмотра за деятельностью заказчика, так как нередко государственные ресурсы, уходящие, на такое дублирование несопоставимы с получаемыми результатами.
В то же время, сама по себе система контроля необходима, и должна охватывать все этапы контрактации: планирование, проведение закупки, исполнение контракта, а также мониторинг, аудит и собственно сам контроль (Quis custodiet ipsos custodes?[1]).
При этом на любом из этих этапов пренебрежение к регламентации процессов, и контролю за их исполнением могут привести к самым серьезным последствиям. Казалось бы, разве можно повлиять на судьбу контракта на этапе планирования? Разве что на обоснованность самой закупки (насколько она необходима и соответствует установленным нормативам[2]).
Однако не все так просто. Мы можем идентифицировать ряд иных рисков, причем в их числе весьма существенные, такие как:
Соответственно, некорректная работа исполнителей на любом этапе контрактной цепочки, от планирования до исполнения контракта, без адекватного контроля, способна значительно снизить эффективность ее функционирования и даже вылиться в отрицательный результат.
Так как формат доклада ограничивает возможность всестороннего и глубокого изучения затронутых проблем, в данном обзоре мы рассмотрим лишь некоторые признаки потенциальных ошибок и манипулирования в части подготовки и исполнения контракта. Указанные признаки должны, на наш взгляд, учитываться при разработке и развитии методик проведения контрольных мероприятий.
Напомним, что заключаемый по итогам выбора поставщика контракт, формируется путем включения в проект контракта предложения поставщика, содержавшегося в его заявке. В случае выбора поставщика путем процедур, предусматривающих динамическое изменение параметров первоначального предложения (как ценовым, для закрытого аукциона и электронного аукциона, так и иным, для запроса предложений, параметрам), в проект контракта включаются зафиксированные итоговые значения.
В некоторых случаях, хотя в явном виде подобное не предусмотрено в законе о контрактной системе, заказчик и поставщик так же вынуждены согласовывать отдельные условия, например, единичные расценки продукции, закупаемой по результатам аукциона[3] или согласование графика выполнения работ в рамках установленных общих сроков и этапов.
Подобная практика вполне может рассматриваться не только как на нарушение законодательства, но и как признаки попытки манипулирования. В качестве примера, рассмотрим ситуацию, при которой при проведении электронного аукциона заказчиком установлено[4], что работы:
Однако заказчик вполне может, «для избранных», «уточнить» график таким образом, что в рамках все того же общего срока, первый этап будет значительно больший (за счет уменьшения последующих), соответственно, подрядчик уже не нарушает сроки исполнения.
[1] “Кто же будет сторожить самих сторожей» (лат., пословица).
[2] Подобные соображения могут иметь место при планировании на 2017 и последующие годы, когда должны вступить в силу предусмотренные Законом о контрактной системе правила планирования на основе плана закупок и плана-графика, а также обоснования закупок и нормирования.
[3] За исключением случаев пропорционального снижения цены, например, при закупке запасных частей или юридических услуг.
[4] Допустимость подобного с точки зрения законодательства – предмет отдельной дискуссии.
[5] Пример приведен для идентификации класса проблем, и потому какие-либо совпадения с реальными товарами – случайно.