Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

Pooling express


Статьи

Формы работы клининговой компании в период пандемии

Формы работы клининговой компании в период пандемии

Здравствуйте! Меня зовут Павел, я – индивидуальный предприниматель. Я и мой напарник два года назад организовали клининговую компанию, где я занял должность генерального директора, а мой напарник, Олег, занял должность финансового директора. Мы работаем в сфере госзаказа – это государственные контракты по 44 ФЗ и 223 ФЗ, по уборке образовательных, офисных, административных учреждений, а также учреждений системы здравоохранения. В прошлом году мы обслуживали порядка 20-25 объектов. В большинстве своём это были школы и колледжи.

Настоящее время несет множество проблем для многих отраслей в бизнесе, не стала исключением и наша отрасль в сфере клининга. Несмотря на то, что правительство так не считает и не включило клининговые компании в список пострадавших от пандемии. Это значит, что нам не положены ни налоговые каникулы, ни какие-либо уменьшения по налоговой базе или по арендным договорам. Тем не менее, мы, не рассчитывая на увеличение объёма работ, который полагается увеличить по указу мэра Москвы, на отток иммигрантов из Москвы, которые пожелали переждать период карантина у себя на Родине (и таких 40%!), - мы, не зная всего этого ещё весной, продолжали заключать всё новые и новые контракты на уборку, рассчитывая увеличить обороты компании если не в два, то хотя бы в 1,5 раза. В итоге, в начале сентября мы начали понимать, что людей для уборки в школах нам катастрофически не хватает. А наши Заказчики показывают нам указ мэра № 114-УМ "О внесении изменений в указ мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68- УМ", который регламентирует формы работы в период пандемии, не только не предусмотренные контрактами, но ещё и увеличивают объёмы работ больше, чем в два раза! Это означало для нас, что мы, обеспокоенные нехваткой персонала, должны были найти его в два раза больше, да ещё и гдето взять бюджет для выплаты зарплаты этим дополнительным сотрудникам. Понятное дело, что любой предприниматель никогда не будет работать себе в убыток, поэтому наша компания встала перед непростым, но важным выбором дальнейшей деятельности: либо мы продолжаем работать так как есть и это нам грозит попаданием в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), разрывом контрактов, возможными судебными тяжбами, огромными штрафами и пр… Либо мы закрываем лавочку и подаём документы на банкротство. Выбор был из плохого, но тяжелого и очень плохого, но лёгкого.

Конечно, мы выбрали тяжелый путь дальнейшей работы и в итоге оборот контрактов, который обещал перевалить за миллион долларов, сократился в первый учебный месяц сначала на 33%, а во второй ещё на 13%. И да, в итоге мы попали в РНП. Для меня лично это было тяжело морально, так как раньше я считал, что в РНП попадают исключительно недобросовестные поставщики, а мы-то честная добросовестная компания! Два заказчика из всех потребовали от нас выплаты неустоек в форме банковских гарантий, кто-то оплачивал нам работу по факту выполненного объёма. В итоге ситуации могли доходить до абсурда. Например, школа убиралась, мы оплачивали работу ежедневно, а контракт расторгался, и заказчик не оплачивал нам ничего. Мы находились между двух огней: с одной стороны заказчики, которые требуют непрекословного выполнения условий контракта; с другой работники, которые стали вести себя через чур фривольно и шантажировали нас тем, что они уйдут в любой момент. И ведь уходили! Потому что на рынке уборки, в Москве, образовался огромный дефицит рабочей силы. Если раньше работник, который плохо работал мог быть уволен одним днём, то сейчас ему давалось чуть ли не бесконечное число шансов исправиться, как ребенку.

Мы были готовы идти до конца даже если придётся закрыть все контракты. Для себя мы решили, что если это случится, то мы это сделаем с минимальными потерями для нашего бизнеса. В итоге из 17 контрактов у нас осталось 9 и ещё один у нас закрылся буквально на прошлой неделе. Итого 8 из 17. Я поинтересовался у своих коллег-конкурентов, менеджеров и руководителей клининговых компаний как обстоят дела у них, и у всех была примерно та же ситуация.

Что же в итоге это нам дало? Конечно, прежде всего, бесценный опыт выживания. Несмотря на то, что большая часть контрактов была закрыта, итоговый оборот остался больше предыдущего года. Чистая прибыль тоже была увеличена благодаря оптимизации некоторых процессов, в частности, мы сократили выплаты за период карантина. Мы считали зарплаты в каникулы по ставке «0,5» от изначальной, а в период пандемии, который длится и по сей день, мы считаем по ставке «0,7». И это справедливо, учитывая то, что в школах старшие и средние классы учатся дистанционно. Конечно, не всем работникам нравится сокращение выплат – кто-то планирует уйти, кто-то уходит. С этим приходится оперативно разбираться, и менеджер пока с этим справляется. У нас было время максимально точно проработать систему штрафов и премирования, чтобы приблизить её к условиям нашего контракта. Если раньше общая ставка по найму у нас составляла общую сумму выплат, то сейчас мы сделали общую ставку по формуле СТАВКА = ОКЛАД + ПРЕМИЯ. Таким образом, работнику предлагается заключить договор, при котором он обязан при уходе отработать определенный срок пока на его место не будет найден новый сотрудник. В противном случае премия не выплачивается. А она составляет большую часть ставки.

Здесь мы столкнулись с новой тенденцией на рынке – работники требуют оплачивать им каждый отдельный день, чего мы себе не можем позволить ни со стратегической, ни с финансовой стороны. И эта проблема пока ещё остаётся открытой. С переходом учащихся на дистанционное обучение мы теряем деньги. Грубо говоря, мы платим за то, что наши работники присутствуют на объекте, а не работают.

Благодаря хорошему отношению с заказчиками, которые в целом понимают какая ситуация на рынке, нам удалось решить проблему, связанную с указом мэра, который предлагал проводить дезинфекцию после каждой перемены, в каждом классе. Мы нашли компромиссное решение и поставляем на все объекты специальное дезинфицирующее средство – «АКВАДЕЗ», которое мы закупаем большой партией в Казани. Закупив на все объекты необходимое количество распрыскивателей, мы выполняем свои обязанности по контракту и стараемся проводить «дезинфицирующую уборку» максимально качественно с тем количеством персонала, который есть на объекте. В целом от заказчиков жалоб нет, поэтому необходимый объём работ выполняется.

Для управления объектами, мы планировали нанять ещё двух менеджеров, один у нас уже был с прошлого года. Ещё двоих мы наняли в начале августа, когда подошел срок исполнения большинства контрактов. Через два месяца совершенно бешеной нагрузки по налаживанию работы на объектах, все три менеджера уже не работали в нашей компании. Мы взяли взрослую опытную женщину, которая пока вполне удовлетворительно справляется со своими обязанностями. Вывод, который я сделал для себя из данной ситуации такой: хорошо брать специалистов, платить им хорошие деньги, чтобы работа была сделана хорошо, тогда и нервов меньше тратится, и процесс работы быстрее налаживается.

Окончание периода пандемии пока не видно, а на сегодняшний день государство не предприняло никаких усилий для поддержки клининговой сферы, во всяком случае, в сфере госзаказа по уборке. Совершенно непонятно почему клининговые компании не включили в список пострадавших от пандемии бизнесов. Так мы и не увидели ни финансовой поддержки, ни, хотя бы, амнистии из РНП – очевидно же, что мы туда попали из-за нехватки персонала, а не из-за того, что недобросовестно исполняли свои обязанности. Конечно, во многих школах в связи с этим грязно, а бюджетные деньги расходуются неэкономно. Люди не могут найти себе работников не только в клининговой сфере, но и на пищеблок в столовую, и в строительную бригаду, чтобы сделать косметический ремонт в спортзале школы. В целом, отток иммигрантов из ближнего зарубежья поставил под удар много отраслей бизнеса, во всяком случае, в Москве. Кто будет работать на местах пока неясно. Подписывая очередное расторжение контракта, я обращаюсь к руководителю контрактного отдела: «Ну и как вы без нас?», - он молчит и немного смущённо отвечает «…Ну а что поделать? Будем работать…». И я понимаю, что первую неделю школа будет утопать в грязи, а неделю за ней будет проводится генеральная уборка. Будем работать, что нам ещё остается?

ИП Доротов Павел Александрович

Тел. 8 996 789 12 30
Эл. почта: chicaga@bk.ru

Назад к списку


#WORK_AREA#