Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

AVETEX KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT TM wellbelife VitaEat Фреш  Profit Rooms

Наши спонсоры

Все спонсоры


Статьи

Опубликованы официальные нормативы налоговой нагрузки для клининговых и эксплуатационных компаний

Опубликованы официальные нормативы налоговой нагрузки для клининговых и эксплуатационных компаний

Портал «Клинеры.рф» опубликовал официальные среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, вычетов по НДС, рентабельности и заработных плат по регионам. Эта информация используется ФНС России для определения налоговой добросовестности клининговых и эксплуатационных компаний, а также для планирования выездных налоговых проверок.

На основании данных онлайн-сервиса Федеральной налоговой службы «Налоговый калькулятор» портал «Клинеры.рф» подготовил и опубликовал информацию за 2017, 2018 и 2019 годы по средней налоговой нагрузке, налоговым вычетам, рентабельности и зарплатам компаний отрасли клининга и технической эксплуатации в каждом регионе России.

Опубликованные среднеотраслевые региональные показатели налоговой нагрузки рассчитаны на основании финансовых отчётов юрлиц, которые зарегистрированы в конкретном регионе с основным кодом ОКВЭД 81.1 или 81.2 и применяют общую систему налогообложения. Например, в Магаданской области, согласно данным Общероссийского реестра компаний индустрии чистоты Клинеры.рф, в 2019 году числилась всего одна организация на ОСНО с основным кодом ОКВЭД 81.2. В то время как в Москве таковых на тот период было 3392.
Источником показателей стал сервис ФНС «Налоговый калькулятор по расчёту налоговой нагрузки для организаций на общем режиме налогообложения» («Налоговый калькулятор»), который является одним из инструментов для реализации Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Как рассказали Веб-журналу InfoClean в Налоговой службе, в рамках данной Концепции были утверждены 12 общедоступных критериев  самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Среди упомянутых критериев:

  • Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  • Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев;
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, рентабельности и зарплат по каждому региону России публикуются на сервисе «Налоговый калькулятор», запущенном в рабочем режиме летом 2020 года в числе онлайн-сервисов ФНС, входящих в группу «Прозрачный бизнес». С помощью этих сервисов компании могут самостоятельно оценить свои налоговые риски и понять, есть ли вероятность их включения в план проведения налоговых проверок. «Издание критериев служит целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Налогоплательщик, соответствующий критериям, с большой долей вероятности будет включён в план выездных налоговых проверок», — сообщили Веб-журналу InfoClean представители ФНС России.

Согласно разъяснениям на сайте «Калькулятора», налоговая нагрузка для сервиса рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчёту о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях). Среднеотраслевая заработная плата для «Налогового калькулятора» рассчитывается как средняя зарплата по всем средним за год доходам по справкам 2-НДФЛ работников, отработавших в одной организации полный год. Стоит отметить, что данный показатель в настоящее время рассчитан совокупно для всех компаний, основной код ОКВЭД которых включён в группу 81. Отдельные показатели среднеотраслевой зарплаты для кодов 81.1 или 81.2 на сайте ФНС отсутствуют.

Представленные на портале «Клинеры.рф» показатели позволяют проследить динамику изменений налоговой нагрузки ФМ-операторов разных регионов, а также оценить, насколько они готовы делиться с государством. Так, в 2019 году лидерами по средней совокупной налоговой нагрузке клининговых компаний стали Тверская (49.7%) и Калининградская (47.5%) области, а также Краснодарский край (36.8%). Больше всего НДС было уплачено клинерами Северной Осетии, Бурятии и Хабаровского края – в среднем 19.4%, 16.8% и 14.7% от выручки соответственно. Наиболее рентабельными в 2019 году оказались клининговые компании Магаданской области (46.6%), Архангельской области (24.1%) и Якутии (21.7%).

Самыми высокими в 2019 г. были средние заработные платы фасилити-операторов Камчатского края (70 190 руб.), Ямало-Ненецкого АО (64 710 руб.) и Магаданской области (53 550 руб.). Дешевле всего труд работников сферы клининга и технической эксплуатации оценивался в Адыгее, а также Вологодской и Рязанской областях, где средний заработок сотрудников ФМ-компаний составил 13 170, 13 390 и 15 250 рублей соответственно.

Среднеотраслевые показатели самого крупного по количеству игроков региона страны – города Москвы – выдающимися назвать трудно. В 2019 году совокупная налоговая нагрузка московских клининговых компаний в среднем составила 2.44% (в 2017г. – 1.62%), нагрузка по НДС – 2.07% (в 2017г. – 1.22%), рентабельность – 1.67% (в 2017г. – 1.62%), вычет по НДС – 86.43% (в 2017г. – 92%), а заработная плата – 47 480 рублей (в 2017г. – 34 480 руб.). Таким образом, рост налоговой нагрузки на столичные компании, оказывающие услуги профессиональной уборки, за два года вырос более чем в полтора раза, а зарплатная инфляция составила 38%. При этом рентабельность практически не изменилась.

«Числовые показатели отдельных критериев, используемые для оценки рисков совершения налогового правонарушения, рассчитаны ФНС России на основании проведённого всестороннего анализа показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщиков», — пояснили «ИнфоКлину» в Налоговой службе.

Показатели доли вычета по НДС, рассчитанные порталом «Клинеры.рф» для каждого региона, варьируются от 100% до отрицательных значений. Но максимально возможным для более-менее спокойной жизни налогоплательщиков в настоящее время является уровень в 88,9%. «Среднероссийский показатель вычета по НДС у компаний с кодом 81.2 за 2019 год составляет 90.86%. И это на основании официальных данных ФНС. В каком-то регионе может быть 30%, в другом – 45%, а в третьем – 98%. В Северной Осетии так вообще отрицательный вычет (-27.4%). Москва вписалась в норматив со своими 86.4%, а вот Санкт-Петербург в числе регионов-нарушителей критерия нормы вычета по НДС (91.7%). Но это все показатели конкретных регионов и к общеотраслевым по стране они отношения не имеют», — подчеркнули представители портала «Клинеры.рф».

Налоговики предупреждают, что компания может попасть в зону внимания налоговых органов, если её налоговая нагрузка на протяжении нескольких лет находится на стабильно низком уровне. Однако, несоответствие деятельности налогоплательщика определённым критериям самостоятельной оценки рисков не является основанием возникновения для него неблагоприятных правовых последствий, так как при отборе юрлиц для проведения ВНП принимаются во внимание и оцениваются все критерии.

То есть среднеотраслевые показатели, опубликованные на портале Клинеры.рф, отражают минимально возможный уровень налоговой нагрузки, рентабельности и заработных плат, неоднократное нарушение которых становится поводом для более пристального внимания налоговиков к организации, вплоть до выездной налоговой проверки.

 

Комментарии

Павел Люлин, генеральный директор УК SVN «Если сравнить показатели налоговой нагрузки, то индикаторы АКФО и средние по отрасли «Налогового калькулятора» различаются достаточно сильно. Причём для предпринимателя выгоднее ориентироваться на данные сервиса ФНС при оценке возможных последствий «оптимизации» налогообложения. В то же время исходные данные, которые берёт за основу «Калькулятор», вызывают вопросы, т. к. не всегда организации работают по корректному коду ОКВЭД. У одной компании зачастую несколько направлений деятельности. Кроме того, оказание услуг сторонним заказчикам и для «собственных нужд» тоже различается. Но и данные АКФО не являются прозрачными, раз они устанавливаются директивно, исходя из целей и задач организации и её членов в конкретные моменты времени».

Михаил Харламов, генеральный директор «Компания Сервис Престиж» «Стандарты СРО АКФО в целом и нормативы налоговой нагрузки участников профессионального сообщества в частности рассчитывались экономически, а затем в течение пяти кварталов 2018-2019 гг. сверялись с фактическими показателями участников СРО. На мой взгляд, данные нормативы сегодня являются наиболее реалистичными показателями «прозрачности» компании по контрактам клининга и технической эксплуатации

Что касается информационного портала «Прозрачный бизнес», размещённого на сайте ФНС РФ, то, конечно же, хотелось бы, чтобы показатели вычета НДС были не так сильно завышены. Участники рынка чаще всего ссылаются именно на этот ресурс в общении с заказчиками, но «разрешенный вычет» в 90% в клининге, где не менее 60% от цены услуги без НДС составляет оплата трудовых ресурсов, наводит на мысль об использовании «схем по уклонению от уплаты налогов».  Явно не хватает критерия для контроля официального оформления персонала и уплаты налогов с ФОТ, чтобы начать бороться с «серыми схемами» в «человекоемких» отраслях, где на оплату рабочих рук приходится более 50% себестоимости.

Какие бы показатели сейчас не использовались для контроля, они нужны, чтобы определить «законные» рамки для клининга. В противном случае мы откатимся назад, ссылаясь на пандемию и «великую депрессию» в экономике».

Владимир Якимов, специалист по управлению коммерческой недвижимостью

Определение добросовестности клининговых и эксплуатационных компаний – очень серьёзный и ответственный процесс, в основе которого должны лежать чёткие и понятные принципы, прозрачные механизмы, а самое главное, достоверные исходные данные, отражающие реальное положение дел в отрасли. И здесь мы сталкиваемся с особенностями системы определения этой самой «добросовестности»: неполный учёт фактических игроков рынка; средняя заработная плата, не учитывающая фактическую ротацию кадров низшего звена; отсутствие поправок на диверсификацию деятельности компаний и др. Иными словами, среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, рентабельности и зарплат, рассчитанные налоговиками, фактически базируются на исходных, вызывающих множество обоснованных вопросов. Как следствие, в оценке рисков совершения налогового преступления значительную роль для ФНС начинает играть фактор вариативности, что может привести к негативным последствиям для операторов услуг. Отдельного внимания заслуживает нюанс с отличиями «ключевых показателей налоговой нагрузки» и «отраслевых нормативов», продвигаемых АКФО, от среднеотраслевых показателей по регионам, которые публикуются в «Налоговом калькуляторе». Этот факт примечателен сам по себе, принимая во внимание наличие регламента взаимодействия ФНС России и СРО АКФО, подписанного как раз во время начала тестирования «Реестра добросовестных фасилити-операторов» АКФО и «Налогового калькулятора» ФНС. Если взаимодействие было не только на бумаге, представители Ассоциации должны были знать критерии, прописанные в Концепции Налоговой службы, особенно в части среднеотраслевых показателей и вычета по НДС.

Так или иначе, перед законами и перед ФНС равны как члены СРО АКФО, так и организации, не являющиеся участниками различных некоммерческих организаций или реестров. Но почему-то не все представители ФМ-рынка в этом уверены. Ситуация весьма любопытная и за её развитием стоит понаблюдать внимательнее».

Евгений Гриханов, управляющий партнёр PFM Solutions «Статистика от фискальных органов не просто наводит на размышления, она порождает массу вопросов к организованным публичным призывам быть «белыми». По сути, опубликованные показатели говорят, что в очередной раз ФМ-сообщество, несмотря на здравую идею, не смогло договориться. И в итоге все эти призывы остались лишь призывами. Может, кто-то вёл и ведёт свой бизнес «в белую», но масса «серости» такова, что объединение так и не повлияло на «среднее по больнице». Чтобы переломить ситуацию, государству надо активнее создавать мотивационные рычаги и инструменты для вывода ФМ-отрасли из тени, тогда рынок сам отрегулируется. Но пока, увы, борьба за собираемость налогов в нашей стране остаётся на первом месте и поэтому, по всей видимости, разумных решений мы так и не дождёмся».

 

ИА «ИнфоКлин»

 

Назад к списку


#WORK_AREA#