1.2 Обязательное обучение ВСЕХ сотрудников правилам гигиены, принятым на предприятии, инструктаж по предотвращению попадания посторонних предметов в продукцию, прохождение регулярных медосмотров (наличие медкнижки). Этот пункт (медкнижки)всегда и все проверяют одним из первых, а что касается инструктажей и обучения, когда провожу такой инструктаж, в начале всегда спрашиваю: « А Вы хотите купить батон хлеба, а разломив его, обнаружить внутри накладной ноготь или ворсинки с щетки?»
1.3 Повышенные требования к технике безопасности, спецодежде, порядку выполнения работ. (Пищевые производства, как правило, используют поточный метод, некоторые останавливаются вообще 2 раза в год (например, шоколадные фабрики, там оборудование очень тяжело и дорого выключать\запускать). Убираться приходится гораздо чаще, чем, например, в офисе, при этом лавируя между производственными потоками, работающим оборудованием, на скользком полу, рядом с погрузкой\разгрузкой. Особое значение приобретает четкое соблюдение правил безопасности, инструкций по правилам уборки Спецодежда тоже, как правило, единого, установленного на предприятии образца, с особыми требованиями к головным уборам (все волосы должны быть тщательно убраны) У нас, кстати, очень долго не удавалось подобрать головной убор, соответствующий всем требованиям. Сейчас используем сборную конструкцию (полоска вафельного полотна и одноразовая шапочка). Также особые требования к обуви -закрытый нос, обязательное наличие задника. Естественно, при применении моющих и дезинфицирующих препаратов, а их в пищевой пр применяется достаточно много, и, во всяком случае, по моему личному опыту (да и после консультаций с представителями производителей, концентрации довольно высокие , иначе средства будут неэффективны), нужно применять средства защиты — перчатки, нарукавники , маски и т. п.
1.4 Препараты. Должны быть обязательно разрешены для применения в пищевой пром., иметь инструкцию по применению именно для пищевки, растворы готовятся централизованно, применение ясно и понятно расписано для сотрудников, для дезинфекции особые требования — препараты должны быть эффективны при работе в тех интервалах температур, рН среды, на типах поверхностей, которые представлены на предприятии и эффективны в отношении широкого спектра микроорганизмов. Кроме того, желательно наличие легкого способа контроля концентрации готовых растворов и степени смывания.
Уборка на нашем предприятии осуществляется силами сотрудников хоз. отдела. Общая площадь производственных цехов ( их 2 )и складских помещений у нас около 7000кв.м, территория около 1 Га. Таким образом, при максимальном производственном задании (а это 9 уборщиц и 1 мойщик в смену), на 1 чел приходится в среднем около700 кв. м площади, но, естественно, участки неравнозначны по трудоемкости. В цеху сложнее, например, чем на складе.
Все мероприятия выполняются в соответствии с санитарной программой. Очень удобная и практичная вещь, я думаю, что для грамотного написания ТЗ на уборку для клининга нужна именно она (если есть).
В Сан. Программе должны быть описаны все цеха, складские и вспомогательные помещения, территория, зона хранения отходов. В программу входят графики и методы уборки каждого участка, наименование используемых средств, концентрации, способ применения, экспозиции, методы контроля качества уборки, перечень ответственных лиц. (в приложении образец такой программы уборки на участке, причем он подписан, кроме нач. хоз. отдела, Гл. Технологом и начальником производства, а на стене на участке вывешивается «Копия для ознакомления на рабочем месте»).
Также там должны быть общие правила поведения на предприятии,пользование средствами защиты,инструктаж по использованию инвентаря и оборудования .
Следует отметить, что достаточно большой объем средств вкладывается в такие вопросы, как спецодежда, стирка. У нас заключен договор с прачечной, а также с фирмой, предоставляющей в аренду спецодежду.
Обязательным является также договор по Пест-контролю. Просто дезинсекции и дератизации, как правило, недостаточно.(Также есть столовая на аутсорсинге).
Общие затраты на поддержание производства на должном санитарном уровне (по данным на октябрь 2018 г.)
Статья расходов |
Руб.\мес.\кв.м |
|
Зар.плата сотрудников хоз.отдела (уборщицы, мойщики, дворник, кастелянши), включая отпускные и больничные листы |
120 руб.на 1 кв.м |
|
Моющие, чистящие, дезинфицирующие препараты |
7,5 руб. на 1 кв.м |
|
Протирочные материалы, инвентарь |
3,5 руб. На 1 кв.м. 1 раз в год закупка инвентаря взамен износившегося на сумму от 7,5 до 15 руб. на 1 м
|
Включены протирочные материалы для механиков. Не включены глобальные первоначальные затраты (аппараты мойки высокого давления, оборудование для сан.узлов (дозаторы, сушилки и т.п.) |
Хоз.товары |
7,5 руб.кв.м |
|
Расходы на спецодежду (стирка, обслуживание) включая закупку средств защиты |
25,6 руб.на кв м или 629 руб. на чел. в месяц Кроме того, 1 раз в квартал закупка спецодежды из расчета 500-700 руб. на чел. |
Расходы указаны на все производство, не только на хоз.отдел |
Договор Пест-контроля |
8 руб. на м кв |
|
Вывоз мусора.
Отдельный вопрос — организация сбора, разделения, хранения, вывоза или реализации мусора.
Мусора в пищевом производстве много. Кроме того, раздельный сбор мусора — уже реальность, в 2019 г. обязательная.
Но в этом есть свои плюсы. Наш опыт показывает, что реализация отходов производства может практически полностью перекрыть затраты на вывоз мусора. Мы, например, реализуем различные виды пластика (стрейч, тару), макулатуру, поддоны, мешки из-под муки, сахара.
Услугами сторонних организаций в вопросах уборки мы тоже пользуемся — в основном, там, где нужны специальные навыки и умения персонала или специальное оборудование. Например, это высотные работы по очистке окон, фасада, потолка, а также применение аппаратов с использованием сухого льда.
Программа уборки участка формовки песочки скачать