Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

Catery S.A.Ricci Project Management


Статьи

Управление обеспечением безопасности дорожного движения – Управление бизнесом

Управление обеспечением безопасности дорожного движения – Управление бизнесом

   ООО «Актив-Безопасность»  успешно работает в области безопасности дорожного движения  с 2002 года. Специалисты  организации проходят периодическое обучение и сертификацию  по специальным программам  в лучших европейских и мировых центрах вождения  –  Schlumberger  (USA),  Test  &  Training  (Austria), Prodrive Training (The Netherlands), Bosch Driving Centre (Germany). Мы постоянно участвуем в научных и отраслевых  конференциях  –  Driving  Assessment  (USA),  Driver  Behaviour  and  Training  (UK), Technology  based  Trainings  for  Drivers  (Germany),  CIECA  Congress  (Belgium),  Fit-to-Drive,  Adam Training Center “Active – Bezopasnost” (Active-Safety) Driver's qualification. С 2010 года началось наше сотрудничество с английским Королевским обществом  по предотвращению несчастных случаев (RoSPA,  Royal  Society  for  the  Prevention  of  Accidents). Имеем  аккредитацию  организацией RoSPA на период до марта 2017 года,  для проведения тренингов по Защитному (Defensive  Driving) и Продвинутому (Advanced  Driving) на территории России, Украины и Казахстана.  В апреле 2014 года выпущен первый модуль  дистанционного обучения по Защитному вождению (e-Learning).

   Мы предлагаем  услугу по полному аудиту организации  системы обеспечения безопасности дорожного движения в организации: Аудит в контексте проверки  государственных органов контроля и надзора + Поведенческий аудит.

 Подробнее о наших возможностях Вы сможете узнать в Интернете по адресу: www.ezda.ru

   

Андрей Леонидович Судаков,

Руководитель направления БДД ООО «Актив-Безопасность»,

Эксперт Ассоциации «РФА».

Тел.: +7 916 605 3161, +7 916 901 5886.

E-mail: andrey.sudakov@ezda.ru, andrey.bdd@gmail.com

Предлагаю Вам рассмотреть особенности обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) в контексте нормативных документов Российской Федерации.

В России:

1.  В положении о лицензировании отдельных видов деятельности есть понятие «пассажирские перевозки». Если пассажирские перевозки организуются служебными автомобилями или автобусами, то данный вид деятельности не подлежит лицензированию и к нему не предъявляются определенные повышенные требования со стороны государства, если эта деятельность осуществляется для собственных нужд предприятия. Но (!!!) данная деятельность осуществляется на транспортных средствах, предназначенных  для такой перевозки.

2.  Федеральный Закон N 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» (извлечения; текст, выделенный синим цветом, требует внимания для понимания содержания презентации)

«Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

………………………………………………………………………………………………………………………

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;»

Нормативно и законодательно правила и  требования, предъявляемые к эксплуатации транспортных средств у юридического лица, осуществляющего перемещение или перевозку пассажиров и грузов, идентичны для всех юр. лиц с целью создания равных условий развития бизнеса и конкуренции.

3. Существующие правила ко всем авто- эксплуатантам содержатся в:

Приказе Минтранса РФ от 15 января 2014 г. N 7, введенным в практику с 01.06.14,

«Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

 Назначение автотранспортных средств юридического лица:

Легковые автомобили:

-служебные для перемещения работников;

-для перевозки пассажиров (багажа) по заказу;

-для перевозки пассажиров такси.

Автобусы:

-служебные для перемещения работников;

-для перевозки пассажиров (багажа) по заказу;

-для перевозки пассажиров (багажа).

Грузовые автомобили:

-для перевозки ТМЦ товарного характера;

-для перевозки предметов и материалов не товарного характера.

Рассмотрим сейчас требования РФ к организации комплекса работ по ОБДД:

Часть 1. Организация работ по ОБДД

1.                  Назначение ответственного руководителя за ОБДД . Это должен быть один из учредителей, ген. директор, член совета директоров, либо один из руководителей в организации, на время отпуска которого его обязанности исполняет ген. директор или иное высшее руководство.

2.                  Квалификационная подготовка и аттестация по п.1.

3.                  Создание комиссии по БДД (постоянно- действующая) – аудит 1 раз в квартал подразделений и 1 раз в полгода ответственного за БДД, расследование всех происшествий, составление и контроль планов работ.

4.                  Планирование, Управление, Улучшений мероприятий

5.                  Учет и анализ ДТП

6.                  Учет нарушений ДТП

7.                  Служебное расследование ДТП, нарушений ДТП

8.                  Проведение инструктажей

9.                  Наличие специальных помещений, стендов БДД

10.               Обеспечение спец.одеждой или СОЖ

11.               Проведение конкурсов проф.мастерства

12.               Отчетность ответственных лиц

Создание комиссии – обязательный пункт, без него все остальные действия являются недееспособными. Руководитель не в состоянии сам  всё контролировать и всем управлять (есть японская поговорка: «Взвалить на себя проблему - посадить обезьянку себе на плечи»), он создает постоянно-действующую комиссию  из ответственных работников с привлечением представителей общественных ассоциаций, профсоюзов и т.п. – обеспечивает коллегиальность решений и самое важное публичность, общественный контроль. Таким образом, руководитель создает достаточные условия для исключения возможности привлечения его самого и организации к административной, уголовной ответственности и приостановки деятельности организации на 90 дней и т.п.

Часть 2 «Организация работы по обеспечению профессиональной надежности водительского состава»

13.               Проверка наличия у кандидата нарушений ПДД

14.               Проверка наличия у кандидата аварий по его вине

15.               Проверка знаний ПДД и навыков вождения

16.               Предмаршрутная и маршрутная стажировка

17.               Обучение в процессе работы (20-ти час. программы)

18.               Аттестация. Квалификация (ЕТКС)

19.               Награждение лучших водителей в организации почетными знаками Минтранса, гос. наградами

 

   Если полностью соблюдать законодательство, то сотрудник, до того, как он начнет управлять автомобилем два-три дня должен быть, либо в отделе охраны труда, либо в отделе безопасности дорожного движения, либо в отделе персонала в тренинг-отделе.

 

Часть 3. Организация работы по поддержанию здоровья водителей

 В обязательном порядке у нас сейчас ввели за счет работодателя предварительный и периодический медицинский осмотр. Пока данные осмотры не проведены, никаких инструктажей и других работ по ОТ, БДД даже быть не может.

 Медицинский справки – это переосвидетельствования, они выдаются на срок до 10 лет теперь, то есть на срок действия водительского удостоверения.

Послерейсовый медицинский осмотр в обязательном порядке проводится со всеми водителями, которые были в ДТП, и группу риска тоже никто не отменял.

Режим труда и отдыха – медицинский работник не имеет право ставить штамп в путевой лист, если за предыдущие сутки водитель не соблюдал режим труда и отдыха, не имеет право выпускать водителя на линию.

 

Часть 4. Организация работ по обеспечению технически исправного состояния автомобиля

28. Назначение ответственного

29. Государственная регистрация

30. ТО

31. Страхование ОСАГО

32. График ТОб и ТР

33. Наличие помещений, оборудования (договор)

34. Наличие договоров на утилизацию отходов

35. Обучение работников, осуществляющих ремонт

36. Прием/передача в отдел, эксплуатирующих АТС

Работник, ответственный за выполнение работ по пунктам 29-36 должностным лицом не является с точки зрения возможности привлечения по КоАП.

 

Часть 5. Организация работ по обеспечению безопасной эксплуатации автомобиля и управление движением.

37. Назначение ответственного

38.Квалификационная подготовка и аттестация

39. Обследование маршрутов движения, мест загрузки и выгрузки

40. График работы водителей

41. Допуск водителей до самостоятельной работы

42. Закрепление водителя за автомобилем

43. Выдача производственного задания и постоянный контроль его выполнения управляющим движением. (специальное ответственное лицо за управление движением)

44. Предрейсовый инструктаж

45. Линейный контроль

46. Приемка АМ после рейса, доклад водителя о работе

47. Организация стоянки АТС

    Флит, если он не выдает производственное задание работникам, соответственно он не несет ответственности за безопасную эксплуатацию автомобиля. «Отвечает» в данном случае непосредственно руководитель работника, управляющего автомобилем. Флит должен передать автомобиль для эксплуатации в отдел, эксплуатирующий данную технику. А вот уже менеджер отдела (в т.ч. и административный, офис-менеджер) должен иметь аттестацию, потому что он является ответственным лицом и отвечает за эксплуатацию автомобиля, это должно быть оформлено трудовым договором, приказом, иначе вся ответственность на генеральном директоре.

 

Часть 6. Организация работ по проверке технического состояния автомобиля при выезде/возвращении

48. Назначение ответственного

49. Квалификационное обучение и аттестация

50. Оборудование пункта осмотра

51. проверка обоснованности выезда

52. Проверка технического состояния при выезде

53. Проверка технического состояния при возвращении

54. Выезд из места поломки, отказа

55. Эвакуация

56. Контроль за организацией работ по ТО, ОСАГО, ТОб, режиму труда и отдыха водителей

57. Первичное составление документов по возмещению ущерба, причиненного водителем или другим ответственным лицом.

Особенности обеспечения безопасности дорожного движения в требованиях международного стандарта:

ISO39001:2012 (Е) «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»

В 2014 году вводится (в первой редакции уже прошел утверждение) ГОСТ ИСО 39001:2014

Если посмотреть содержание стандарта  ISO, то там, как и у нас в Правилах дорожного движения, указано, что водителем является абсолютно любое физическое лицо, управляющее автомобилем. Без разницы, кем он (лицо) фактически работает. Любое лицо, управляющее автомобилем, работающее в качестве водителя - водитель. (Даже тот, кто не имеет водительского удостоверения!!!). И других трактовок быть не может. Международные нормативные документы об этом так же декларируют. Все требования, которые у нас предъявляются к водителю, автомобилю или к объекту повышенной опасности, а автомобиль таковым является во всех странах, законодательно и нормативно предъявляются в полном объеме.

Организация работы в требованиях ISO 39001.

УЧРЕДИТЕЛЬ, ДИРЕКТОР, РУКОВОДИТЕЛЬ юридического лица:

 

Планируй

1. Контекст организации

2. Высшее руководство (!!!персональная ответственность!!!)

3. Политика

4. Роли, Ответственность и Полномочия

5. Оценка рисков и возможности организации

6. Определение факторов эффективности

7. Утверждение Целей и Планов достижения

 

Делай

8. Координация

9. Определение ресурсов

10. Компетентность персонала

11. Осведомленность

12.Связь и информирование

13. Документирование всех процессов

14. Оперативное планирование и управление

15. Готовность к аварийным ситуациям

 

Проверяй

16.Мониторинг, измерения, анализ и оценка

17.Расследование ДТА и ДТП

18.Внутренний аудит

19.Анализ со стороны руководства

 

Действуй

20.Определение несоответствий

21.Корректирующие действия

22.Постоянное совершенствование

«Управление ОБДД- Управление бизнесом»

Я повторюсь с коллегами, тема моей презентации затрагивает те же самые вопросы, но я  предлагаю вам рассмотреть особенности организации процессов (системы) «Управление обеспечением БДД», как основной составляющей управления бизнесом, связанным с эксплуатацией автомобиля(ми).

 

Организация работ в организации

В рамках требований законодательных актов и нормативных документов ЕАЭС.

 

Высшее руководство организации

«Планирует- Делает- Проверяет- Действует» в рамках требований ГОСТ ИСО 39001:2014

 

   Весь комплекс работ по внедрению в практику системы УОБДД включает в себя в среднем 203 шага. 203 функциональные обязанности ответственных руководителей в организации, в т.ч. и высшего руководителя:

 

1.                  Автомобиль в собственности или владении юр. лица.

Директор

41

Ответственный за ОБДД

38

Ответственный за безопасную эксплуатацию ТС

38 (29 + 9 по организации управления движением, т.е. диспетчеризация)

Ответственный за эксплуатацию ТС в технически исправном состоянии

37 (24+13 пункта технического контроля при выпуске/возвращении)

Ответственный за медицинское обеспечении

30 (13+6 первичные осмотры+11 предрейсовые медицинские осмотры)

Ответственный по управлению персоналом

19

 

    Данные требования распространяются на юридическое лицо, владеющего от ОДНОГО автомобиля и более.

 2.                  Автомобиль  у юр. лица во владении по договору аренды без экипажа.

- Арендодатель принимает на себя обязанности по вводу ТС в эксплуатацию и проведение работ по техническому обслуживанию - 19 шагов.

-  Возможна передача функции по медицинскому обеспечению в медицинское учреждение -30 шагов.

 

Директор

36

Ответственный за ОБДД

38

Ответственный за безопасную эксплуатацию ТС

38 (29 + 9 по организации управления движением, т.е. диспетчеризация)

Ответственный за эксплуатацию ТС в технически исправном состоянии

18 (11+7 пункта технического контроля при выпуске/возвращении)

Ответственный за медицинское обеспечении

-

Ответственный по управлению персоналом

19

 

Требования к допуску водителей до управления, логистика полностью остается за юр. лицом. Руководитель организации продолжает нести ответственность за БДД.

 

3.                  Автомобиль  у юр. лица во владении по договору аренды с экипажем.

- Арендодатель принимает на себя основные обязанности по обеспечению БДД - 127 шагов.

-  Возможна передача функции по медицинскому обеспечению в медицинское учреждение -30 шагов.

 

Директор

7

Ответственный за ОБДД

1

Ответственный за безопасную эксплуатацию ТС

23 (19 + 4 по организации управления движением, т.е. диспетчеризация)

Ответственный за эксплуатацию ТС в технически исправном состоянии

-

Ответственный за медицинское обеспечении

-

Ответственный по управлению персоналом

15

 

Функции по логистике (планирование, режим труда и отдыха, управление движением), аудиту остаются за арендополучателем.

Выводы:

«Управление обеспечением Безопасности дорожного движения – Управление бизнесом»- лейтмотив моего выступления.

В случае нахождения ТС на балансе, а водителей в штате организации система «Управления Обеспечения Безопасностью Дорожного Движения» включает в себя 203 шага для реализации, т.е. 203 функциональные обязанности руководителя организации и (или) руководителей отделов, ответственных в организации за: обеспечение безопасности дорожного движения; безопасную эксплуатацию ТС и управление движением;  эксплуатацию ТС в технически исправном состоянии; медицинское обеспечение БДД;  управление персоналом.

В случае аренды транспортного средства количество шагов сокращается до 149, а при выводе водителей из штата – всего лишь до 46 позиций.

Принципиальный момент заключается в том, что аренда ТС с экипажем (операционный лизинг с наемным водителем, НАЕМНИКА - в международной классификации) не снимает с руководителя организации ответственности за обеспечение БДД в части организации перевозок и управления движением, режима труда и отдыха наемных сотрудников, аудита БДД в целом у Лизингодателя. Ущерб Лизингодателя возмещается Лизингополучателем в полном объеме.

Как исполнить ФЗ-116  и другие законодательные акты и при этом уменьшить затраты на эксплуатацию транспортных средств.

Максимальное снижение затрат на эксплуатацию ТС можно достигнуть только в случае установления партнерских или иных взаимовыгодных  отношений по схеме:

«Лизингополучатель  – Водитель – Лизингодатель».

   С целью исключения действия ФЗ-116 имеется возможность ввести трудовые отношения  работника, как у лизингодателя, так и у лизингополучателя.

   Для максимального исключения ответственности за обеспечение БДД, юридическое лицо НЕ ДОЛЖНО эксплуатировать автомобиль и СОДЕРЖАТЬ водителя в штате организации (допускать до управления работника) – должно ПОЛЬЗОВАТЬСЯ услугами автоперевозчиков по договору оказания услуг перевозки по заказу.

Исполнение основных международных и российских требований по БДД в любом случае остаются за высшим руководством организации:

Планируй

1. Контекст организации

2. Высшее руководство

3. Политика

4. Роли, Ответственность и Полномочия

5. Оценка рисков и возможности организации

6. Определение факторов эффективности

7. Утверждение Целей и Планов достижения

Например:

1.       При отправке/получении грузов со склада организации – обеспечение безопасности погрузо-разгрузочных работ возлагается на грузоотправителя/грузополучателя.

2.       При заказе такси обеспечение места, безопасной площадки для посадки/высадки работника (гостя) - обязанность работодателя (приглашающей стороны) с целью исключения возможности возникновения несчастного случая на производстве, возникшего до момента посадки работника (гостя) в автомобиль или следования от него.

 

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!!!

презентация выступления Андрея Леонидовича Судакова: 

Назад к списку

#WORK_AREA#