
Рецензия на статью Светланы Хряпиной, главного редактора журнала «Мир клининга», опубликованную насайте Ассоциации «Объединение административно-хозяйственных профессионалов».
Автор рецензии: Доротов Павел Александрович. Психолог, директор клининговой компании. Специалист. «РЫНОК КЛИНИНГА ЖДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ»,
Статья представляет собой обзор точки зрения президента Ассоциации «Объединение АХП», Багманян Олеси Валерьевны, на ситуацию, которая сложилась в сфере клинингового бизнеса в период короновирусной инфекции. Олеся Валерьевна комментирует изменения в сфере клининга, вызванные «эпохой пандемии» – дистанционную форму работы, уменьшение объёма заказов, увеличение спроса к дезинфекционной обработке поверхностей и отсутствия на рынке достаточно качественного дезинфицирующего и моющего средства, удовлетворяющего возникший спрос.
Будучи хорошо знакомой с ситуацией на рынке клининговых услуг, Олеся Валерьевна считает, что число игроков в данной сфере сильно разрослось и не все способны справится с нынешней ситуацией, - поэтому, по её мнению, сфера чистоты будет претерпевать изменения в сторону уменьшения компаний – останутся только действительно крупные игроки, либо же мелкие фирмы начнут объединяться в более крупные объединения.
Далее в статье затрагивается термин «оптимизации» - которых современный российский рынок уже неверно истолковал как сокращение количества персонала. Однако, считает, Олеся Валерьевна, - оптимизация – это вложения в эффективность производства.
Вывод статьи в целом такой: на рынке клининговых услуг происходят большие изменения, катализатором которым послужила пандемия. Останутся на плаву те компании, которым удастся сохранить клиентов, модернизировать систему работы в сторону эффективности, а также объединения.
Являясь представителем данной сферы, я определенно согласен с Олесей Валерьевной, как в вопросе тех глобальных процессов, меняющих нашу сферу, так и в вопросе оптимизации производственных процессов. Наверное, этого следовало ожидать ввиду несовершенства нашей закупочной системы – закрывая границы для эмигрантов, мы не думаем о том, что лишаемся большей части рабочего персонала. Актуальность темы привлекает внимание ещё и тем, что низкий порог входа в клининговой бизнес действительно позволяет сначала взять определенный пул контрактов, а уже потом справляться с ними по мере возникновения проблем. Поэтому мы и наблюдаем растущие как грибы клининговые компании, которые на деле не имеют должных производственных и кадровых мощностей для поддержания своего бизнеса в период спада на ранке. Как важный факт можно отметить то, что государство в период пандемии не оказывает поддержку клининговой отрасли, однако, об этом в статье ничего не сказано, хотя мы страдаем не только в плане увеличения нагрузки на работы по дезинфекции, но и, в большей степени, в плане недостатка рабочей силы, так как из-за пандемии большинство мигрантов уехали к себе на Родины, у себя дома пережидать такого рода непонятную ситуацию.
Также стоит отметить предложение «С началом пандемии на российском рынке появилось изобилие низкокачественной продукции, избавиться которыми от бактерий COVID-19 и ряда других опасных микроорганизмов не удаётся» нуждается в дополнительном редактировании, потому что, прежде всего, короновирус – это вирус, а не бактерия, к тому же стандартные дезинфицирующие средства в полной мере соответствуют предъявляемым им требованиям. Пока не было никаких предписаний по введению каких-то специальных дезинфицирующих средств. Исходя из нашего собственного опыта, до сих пор для дезинфекции применяются стандартные «ПРОГРЕСС», «САМАРОВКА», «ОКО-ТАБ», «ЖАВИЛЬОН» и пр. Возможно, что на рынке действительно появились поставщики дезсредств низкого качества, которым, в таком случае, без должной сертификации, будет непросто конкурировать с известными рыночными продуктами.
Я разделяю мнение Олеси Валерьевны, которая говорит «они выигрывают торги низкой стоимостью услуг, а потом не могут полноценно выполнять пожелания заказчиков». В нынешних условиях становится неприемлемым и так не совсем дальновидная политика некоторых недобросовестных клининговых компаний, которая заключается в том, чтобы набрать максимум контрактов по самой низкой цене, а потом выходить из положения тем, чтобы тянуть своих работников с зарплатой 2-3 месяца и в итоге, накопив какую-то сумму, просто «слить» контракт, исчезнув в неизвестном направлении и оставив людей без денег. К сожалению, приходя на объект, мне лично не раз приходилось слышать подобную историю. Однако, нельзя безоговорочно принять утверждение о том, что на рынке клининговых услуг не останется мелких компаний. Хочется верить, что со временем в сфере политики государственного заказа сложится правильное понимание определения понятия «субъект МСП» и небольшие частные компании, мелкие индивидуальные предприниматели смогут адекватно конкурировать между собой в своём ценовом диапазоне и не пересекаться с мастодонтами бизнеса, имея возможность нормально зарабатывать на тех заказах, которые они способны качественно обслуживать.
Выводы, приведенные в завершении статьи, сформулированы на основе огромного опыта Багманян Олеси Валерьевны. Те проблемы, которые она выделила и пути их решения, являются наиболее актуальными в настоящий момент. На мой взгляд, статья может помочь в дальнейшем стратегическом планировании деятельности мелких и средних клининговых компаний, переживающих сегодня далеко непростое время.