Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков



Статьи

ОФИСЫ БУДУТ НУЖНЫ ВСЕГДА

ОФИСЫ БУДУТ НУЖНЫ ВСЕГДА

Прошлый год стал испытанием на прочность для всех секторов экономики. О том, как вынужденный переход на удаленку повлиял на управление строительными проектами рассказал Вадим Суханов, исполнительный директор компании Senel.

Расскажите, пожалуйста, как изменился портфель ваших проектов в прошлом году? 

Я бы не говорил о каких-то необратимых изменениях, поскольку мы все-таки работаем с крупнейшими российскими и западными компаниями, которые являются владельцами или арендаторами офисов класса А. Далеко не все заморозили свои офисные проекты, потому что кризис пройдет, и людям понадобится офис. 

Многие клиенты сотрудничают с нашей компанией очень давно, еще когда мы были частью Q1 Group. Коронакризис повлиял на сроки поставок и доступность некоторых позиций. Однако работающие в России компании не в первый раз сталкиваются с необходимостью оптимизации, экономии и управления бюджетом. Можно сказать, что нам не привыкать.    

 

Какие компании оказались наиболее подготовленными к коронакризису, почему? 

Строительный сектор (равно как ИТ, финансовый и другие высокомаржинальные отрасли)  быстро растет, когда идет подъем экономики, и соответственно, также быстро  падает, когда начинается отток инвестиций. Коронакризис очень негативно повлиял на рынок, в особенности на его коммерческую часть. Несколько месяцев строительство фактически не велось, это был беспрецедентный эпизод в истории. Можно сказать, что жилому сектору повезло больше. Он получал достаточно сильную господдержку, в том числе в виде сниженных процентов по ипотеке, что помогло отрасли продержаться на плаву.

 

На мой взгляд, никто из строительных компаний особенно не оказался готов к такому повороту событий. Было легче тем, у кого имелся долгосрочный портфель проектов и децентрализованная система управления, т.е. когда каждый сотрудник привык работать в проектном режиме и был достаточно самостоятельным, чтобы на удаленке выполнять свои задачи.   

 

Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития рынка? 

Насколько я вижу, сейчас наблюдается определенная волна “адаптационных” проектов.  Компании пересматривают свои финансовые показатели, долгосрочные цели и штатное расписание.  Многие будут переезжать в другие локации, более удаленные и меньшие по площади. Растет популярность субаренды, при которой можно сдать другой компании свободные площади и получить определенный доход. 

 

Как переход в онлайн отразился на управлении бизнес-процессами? Был ли он тяжелым для вашей компании? 

Не могу сказать, что переход в онлайн был тяжелым, все-таки этот процесс начал происходить задолго до пандемии. Дня нашего сектора он достаточно естественный, для проектного управления это хороший и удобный инструмент, потому что он позволяет быть быстрее: быстрее коммуницировать, быстрее принимать решения, быстрее обмениваться информацией. Конечно, вынужденная самоизоляция внесла свои коррективы, но нам удалось достаточно оперативно перестроиться.

 

Какие ИТ-решения по управлению проектами вы сейчас применяете? Сильно ли они изменились за год? 

При переходе на удаленку мы столкнулись не только с организационными сложностями (как наладить работу из дома с точки зрения управления командами), нам также пришлось решать довольно много технологических задач. ИТ-решения, которыми мы пользовались, существенно поменялись. Коммуникации между сотрудниками практически полностью перешли в мессенджеры. Нам нужна была прозрачная система, помогающая контролировать работу людей.

 

Сейчас мы применяем несколько уровней ИТ-решений, которые позволяет эффективно коммуницировать, ставить задачи сотрудникам и отслеживать их выполнение, защищают данные, а также предоставляют необходимую аналитику по проектам.  

 

Как трансформировалась роль офисов за последний год? Будут ли они вообще нужны в будущем? 

Офисы будут нужны  всегда. Да, их социальная роль может меняться со временем, но всегда будет существовать достаточно большой процент людей, которым необходимо быть физически в контакте с командой и которые испытывают трудности с работой из дома. Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, этот процент не будет сильно меняться от десятилетия к десятилетию. В то же время всегда будет процент людей, которым не нужно постоянно находиться в офисе, которые способны свою работу организовать сами. Повторюсь, эти группы более-менее постоянны, они будут всегда, и для них нужны разные решения. Для одних сотрудников обязательно постоянное рабочее место, другие могут обойтись без закрепленного места, но им необходимо присутствие в офисе и общение с командой хотя бы пару раз в неделю, третьи могут эффективно работать из дома. 

 

Какие тренды сейчас наиболее актуальны в офисной недвижимости? 

Среди наиболее актуальных трендов я бы назвал снижение количества постоянных рабочих мест в офисе, сокращение опенспейсов и увеличение доли незакрепленных рабочих мест. Офис станет более гибким, рассчитанным на большее количество приходящих и уходящих сотрудников. Также усовершенствуется его техническое оснащение.

Назад к списку

#WORK_AREA#