Рубрики

Члены АХП рекомендуют поставщиков

MEBELMAN Pooling express


Статьи

Гибкий офис - новая реальность

Гибкий офис -  новая реальность

Строительная компания Fort  Project и консалтинговая компания  ILM Consulting при поддержке  сети смарт-офисов  SOK провели исследование особенностей зонирования и обустройства офисных пространств, построенных в 2018-2019 гг -  «Какие офисы нужны современному бизнесу?».

В ходе исследования проанализировали более 150 московских офисов российских и международных компаний сегментов IT, коммуникации, банки и финансы, торговля, консалтинг, производство, промышленность, медиа, фармацевтика. Исследовались офисы категорий A  и B+. Средний метраж анализируемого офиса составил  3,5 тыс. кв. м. Также были рассмотрены  сервисные офисные пространства ведущих операторов  (SOK, Regus, WeWork, КЛЮЧ, Workki, Deworkacy, CEO Rooms, BusinessClub и др).

Подход к рабочему пространству сегодня меняется: на смену «кабинетным» планировкам и openspace приходят гибкие офисы, с возможностью быстрой трансформации под разные задачи. Современные офисы становятся комфортной средой - концепция «как дома» всё чаще выигрывает у классического консервативного офиса. Важную роль играют зоны для отдыха, неформального общения, многофункциональные зоны, например, переговорная-бар. В создании комфортной офисной среды участвуют технологичные световые и  акустические решения.

Рост доли гибких офисных пространств – одна из самых актуальных тенденций на рынке.  К концу следующего года общая площадь офисов подобного формата удвоится и составит около 600 тыс. кв. м. Основные заказчики гибких офисов - IT и телеком-компании, подразделения финансовых организаций, сырьевые и государственные предприятия.

В связи с появлением  тенденции работать  удаленно либо в гибком графике компании стараются максимально создать условия,  мотивирующие сотрудников эффективно работать именно в офисах, в том числе в новых форматах рабочих пространств, арендуемых компаниями – таких, как сервисные рабочие пространства и коворкинги. 

  • 99% исследуемых офисов включают те или иные зоны отдыха для своих сотрудников; 
  • 32% компаний предусматривают в своих офисах зоны для занятия спортом или подвижных игр; 
  • 100% исследуемых офисов в той или иной степени предусматривают зоны отдыха и питания для сотрудников;
  • 69% исследуемых офисов предусматривают специализированные акустические и шумопоглощающие решения;
  • 47% исследуемых офисов  включают в свой состав кофе-пойнты для сотрудников.

Дело не только в стремлении компаний привлечь кадры  комфортной атмосферой и мотивировать надомных сотрудников чаще приходить на работу, но и в гибкости. В консервативных классических офисах каждый сам занимался персонализацией своего рабочего места.  Рабочий стол в таком офисе трудно быстро трансформировать или переместить в проектный офис. Поэтому рабочие места приобретают встроенные инструменты персонализации, а функция уюта переносится на зоны неформального общения – сотрудники оказываются там вместе и продолжают продуктивную коммуникацию.

В гибких офисах полностью или частично отсутствуют фиксированные рабочие места, а openspace сочетается с мультифункциональными зонами. Осознавая необходимость эффективнее использовать площади и создавать лучшую рабочую среду для сотрудников, компании ещё до проведения изменений экспериментируют с незакрепленными рабочими местами в openspace.

  

Андрей Хазов, управляющий директор строительной компании Fort Project:  «Гибкий офис стал новой реальностью. Это связано с тем, что  бизнес должен быть максимально адаптивным, чтобы выжить и развиваться. Для этого компании постоянно разрабатывают, тестируют, сворачивают или осваивают новые направления. Именно в гибком офисе быстрее идет перестройка бизнес-процессов, эффективнее взаимодействие команды. Исследование показало,  что уже 17%  офисов имеют незакрепленные рабочие места – в основном, это IT-компании. Однако гибкий офис – это не только опенспейс, но и продуманная акустика с шумопоглощением и площадки для коллективной работы – трансформируемые переговорные, электронные доски, зоны для совместной креативной работы, нестандартные зоны отдыха, спорта, командных игр. Тренд на гибкие офисы будет расти – это условие жизнеспособности бизнеса».

100% исследуемых офисных пространств включают в себя переговорные комнаты различного типа устройства, 15% из них - трансформируемые переговорные комнаты. 12% офисов предлагают своим сотрудникам различные collaboration zones (зоны для совместной креативной работы). 17% офисов включают в свою структуру акустические кабины и зоны для конференс-коллов, а также различные «комнаты концентрации» для индивидуальной работы за компьютером. 10% исследуемых офисов предлагают сотрудникам переговорные с дополнительными функциями – к примеру, «переговорная-бар», «переговорная-шоурум» и т.д.

Согласно исследованию, среди дизайнерских и архитектурных решений для гибких офисов лидируют: многофункциональные зоны с мягкой мебелью, пригодной и для отдыха, и для работы с ноутбуком, и для летучки команды; акустические элементы, которые позволяют  быстро устроить импровизированную переговорную или конференц-комнату; шумовые завесы – умная система распространяет по офису незаметный для слуха звук, который делает посторонние шумы незаметными; обилие поверхностей для визуальной коммуникации, записей, аргументации и отображения информации.

Концепция технологичного офиса не нова, но на сегодняшний день ее акцент смещается на возможности эффективной коммуникации и презентации. Наличие современной техники для видеоконференций, панелей для презентаций и высокоскоростного доступа в интернет стало насущным. Вошли в моду мультимедийные стены, проекционные системы, современные видео и аудио решения, обеспечивающие качественное изображение и звук в закрытой переговорной комнате и открытом субпространстве, где проходит мозговой штурм или семинар. Около 84% сотрудников ставят доступ к быстрому интернету через Wi-Fi на первое место среди факторов своей продуктивности.

Андрей Лукашев, управляющий партнер консалтинговой компании ILM:   «Крупные компании фокусируются на цифровизации своей работы, повышении маржинальности и консолидации различных подразделений. У них довольно длинный горизонт планирования, поэтому такие компании могут позволить себе построить офис с нуля под свои конкретные задачи. В основном речь идет о банках и других финансовых организациях. Компании поменьше (малый и средний бизнес), как правило, имеют гораздо более короткий горизонт планирования. Они не хотят тратить в среднем 9 месяцев на создание офиса «под ключ», предпочитая фокусироваться на разработке и тестировании новых продуктов и т. д. В таких случаях они обращаются к так называемым операторам гибких пространств, предоставляющим готовые офисные помещения, соответствующие запросам клиента».

69% исследуемых офисов предусматривают специализированные акустические решения. Из них 25% отдают предпочтение акустическим потолочным панелям и панно, 21% применяет акустические кабины и диваны, 25% оснащают офисы и переговорные зоны перегородками с шумопоглощающими свойствами, 11% - применяют акустические шторы. 14% компаний подходят к вопросу акустики комплексно и используют специализированные системы, такие как MeetYou и SoundMasking. Только 4% компаний делают акцент на использовании шумопоглощающего напольного покрытия.

Растет роль внутриофисной рекреационной инфраструктуры. В среднем доля рекреации составляет от 0,5 до 1 кв. м на  кв. м на сотрудника. Новые проекты планировок офисов предусматривают всё более развитую рекреационную инфраструктуру, где площадь общих помещений на сотрудника превышает 1 кв. м. В целом по рынку рекреационные зоны имеют большой потенциал расширения, главным образом за счет оптимизации неэффективных площадей, доля которых в среднем составляет 10%. Чаще всего рекреационная инфраструктура представлена кухней, кофе-поинтами и зонами отдыха: они востребованы, и их легко обустроить. Кроме того, они гармонично вписываются в open-space, создавая демократичную атмосферу и условия для коммуникации.

Растёт популярность неформальных рабочих зон (зон для брейншторма) - многофункциональных изолированных помещений, особенно необходимых в крупных open-space. Они подходят и как комнаты для отдыха и для выполнения сосредоточенной работы, телефонных переговоров, видеособеседований и т.д.

100% исследуемых офисов в той или иной степени предусматривают зоны отдыха и питания для сотрудников. Большинство офисов (47%) включают в свой состав кофе-пойнты для сотрудников, 34% офисов предоставляют оборудованные зоны кухонь для питания. 13% офисов предлагают бар и барные стойки для отдыха сотрудников, и только 6% создают в рамках офисных пространств отдельные столовые зоны с организованным питанием.

99% исследуемых офисов включают те или иные зоны отдыха для  сотрудников. 72% компаний оборудуют мягкие зоны отдыха для сотрудников, 18% - создают лаунжи для отдыха и в качестве неформальных рабочих мест. 10% офисов включают в себя нестандартные зоны отдыха и творчества, в частности, гитарные комнаты, библиотеки, галереи и творческие мастерские. Многие компании в своих офисах создают специальные зоны для занятия спортом и подвижных игр. 50% компаний предпочитают создавать спортивные залы и мини-зоны для фитнеса, 40% размещают в офисах игровые комнаты или зоны для командных игр, в частности, столы для кикера и пинг-понга, дартс, настольный хоккей. 10% компаний заботятся о здоровье сотрудников, создавая штатные массажные кабинеты и SPA-зоны.

Компаниям всё труднее быть привлекательными для продвинутых кадров, если их офис отделан неэкологичными материалами, лишён помещения для физических упражнений или хотя бы турника, не обеспечивает достаточного натурального освещения и чистого воздуха.

Базовые потребности гораздо важнее модных решений.  Данные регулярных опросов говорят о том, что большинство сотрудников требуют повышения качества воздуха, доступа к солнечному свету и возможности персонализации рабочего места. Низкое качество воздуха усыпляет работников и приводит к потерям около часа в день. Общее влияние микроклимата и освещения, как выяснилось, влияет на продуктивность, благополучие и настроение сотрудников на порядок существеннее, чем фитнес и эргономические приспособления. Хорошая экология рабочих мест может сократить 4 дня больничных в год на сотрудника. 

   

Михаил Бродников, управляющий директор SOK:   «Популярная тенденция в офисной сфере – работа в коворкингах. Активный спрос на такой сервис объясняется несколькими причинами. Во-первых, высокая конкуренция на рынке заставляет молодые компании отказаться от долгосрочных планов. Новички в бизнесе сейчас особенно рискуют, и потому стремятся минимизировать затраты на помещение. Приобрести офис класса A или B+ для компаний накладно, провести ремонт и обеспечить технологичное оснащение недорогого объекта также финансово трудно. Офисы, предоставляемые в аренду, являются максимально гибкими и адаптированными под потребности современных кадров – они многофункциональны, имеют много незакрепленных рабочих мест, зоны для спорта, переговорные разных типов, необходимое техническое оснащение».

Строительная компания FORT Project занимается отделкой и реконструкцией всех типов недвижимости с 2014 года. Компания осуществляет детальный предпроектный анализ объектов, разработку поэтапного плана реализации проекта, прокладку инженерных систем, весь комплекс строительных и отделочных работ. В числе проектов FORT Project: деловой квартал Neopolis, фитнесс-центры World Class, офисы компаний Яндекс, Медси, Booking.com, Beiersdorf Nivea, Kärcher, Herbalife, Ingredion, Experian, Covestro, Metso, «Объединенная система сбора платежей», издательства «Просвещение», банк «Зенит», тренинг-центр Hilti, шоу-рум Lamoda и многие другие. Сайт компании www.fort-pro.ru

  

 

Контакты для СМИ: Бюро коммуникаций Рупор / Rupor PR

pr@ruporpr.com +7 985 999 49 62

 

Назад к списку

#WORK_AREA#