В новостных лентах и порталах о недвижимости продолжают с тревогой обсуждать тему «великого опустошения офисов». Девелоперы замораживают новые проекты и несут убытки, а собственники ищут варианты, как распорядиться пустующими помещениями. Татьяна Шараева, сооснователь консалтингового агентства OfficeFlex и президент Национальной Ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов, предлагает авантюрное на первый взгляд решение: трансформировать офис в коворкинг (сервисный офис) и сдавать в аренду. В чем перспективы и выгоды такого хода — рассказываем в этой статье.
С середины 2022 года на столичном рынке офисных помещений стало ощутимо просторнее. К концу года вакантность в классе A достигла 15 %, в классе B — 8 %. По большей части это связано с закрытием российских представительств международных компаний. Сегодня офисы продолжают пустеть еще и по причине оттока сотрудников: одни переходят на гибридный формат работы и появляются в офисе все реже, другие переезжают на неопределенный срок и продолжают работать удаленно. В таких условиях содержание офисов для собственников и арендаторов становится более затратным. Кто-то пускает дело на самотек в надежде на позитивные изменения в скором будущем, а кто-то в условиях неопределенности не останавливается и ищет новые форматы.
Почему столичные офисы стремительно пустеют
С середины 2022 года на столичном рынке офисных помещений стало ощутимо просторнее. К концу года вакантность в классе A достигла 15 %, в классе B — 8 %. По большей части это связано с закрытием российских представительств международных компаний. Сегодня офисы продолжают пустеть еще и по причине оттока сотрудников: одни переходят на гибридный формат работы и появляются в офисе все реже, другие переезжают на неопределенный срок и продолжают работать удаленно. В таких условиях содержание офисов для собственников и арендаторов становится более затратным. Кто-то пускает дело на самотек в надежде на позитивные изменения в скором будущем, а кто-то в условиях неопределенности не останавливается и ищет новые форматы.
В сравнении с содержанием офиса коворкинг выигрывает по ряду причин:
● нет закрепленных мест — вы не держите пустые столы месяцами в ожидании, пока сотрудники вернутся из-за рубежа, а сдаете их независимым специалистам и получаете прибыль;
● постоянный поток пользователей — при условии удобного расположения и грамотного продвижения можно достичь средней ежемесячной заполняемости порядка 90 %;
● оптимизированное пространство — концепция коворкинга предполагает особое зонирование и эффективное использование каждого квадратного метра;
● почасовая аренда отдельных зон — комнаты для переговоров и презентаций, в отличие от обычного офиса, не простаивают большую часть времени, а приносят свою долю прибыли;
● долгосрочная аренда помещений — отдельные кабинеты можно сдавать под нужды представителей малого бизнеса.
Выгоды от выбора в пользу коворкинга или гибкого офиса очевидны. Для собственников больших помещений, которые лишились ключевого арендатора, это возможность диверсифицировать предложение и не ждать, когда на рынке появится такой же крупный игрок. Для арендаторов на долгосрочных контрактах, которые видят, что большая часть квадратуры простаивает, это возможность не переплачивать и зарабатывать на субаренде.
Мы часто сталкиваемся с подобными возражениями: «Рынок коворкингов в Москве переполнен, лучше просто продать помещение, чем пытаться открыть еще один». Такая позиция понятна для тех, кто живет по заветам архаичных пословиц про синиц, журавлей и двух зайцев. Решиться на трансформацию офиса в коворкинг и ведение бизнеса в новом направлении способны только визионеры. Это люди бизнеса по своей природе, которые смотрят на десять шагов вперед, чувствуют потребности общества до того, как идея уйдет в массы. Они ориентируются на мировые тренды и понимают, когда и как эти тренды будут работать в локальной среде. Сейчас есть все основания полагать, что к 2030 коворкинги и гибкие офисы станут новым стандартом рабочей среды. И чем раньше вы окажетесь на этом рынке, тем выше шансы преуспеть на нем.
Если у вас уже есть подходящее офисное помещение с функциональным интерьером, вы находитесь в заведомо более выгодном положении, чем игроки, которые решат зайти на рынок коворкингов с нуля. Не считая этого, есть как минимум три момента, на которых можно сэкономить:
Это если говорить в общих чертах. Более детально финансовый план запуска и стратегию развития мы обсуждаем с клиентами на консультациях. Все процессы от разработки концепции до внедрения осуществляют и контролируют наши эксперты. Мы также можем взять на себя функции управления коворкингом и подобрать команду для эффективного менеджмента.
Коворкинги — развивающийся и многогранный бизнес. Если вы решились направить в него свои активы, вы всегда можете положиться на OfficeFlex как на надежного и знающего проводника. Буду рада сотрудничеству!
Контакты: +7 (499) 110-96-10, info@officeflex.ru