25 апреля в уютном пространстве SOK: Service, Office, Knowledge Сады Пекина участники собрались на первую дискуссию Ассоциации АХП и компании Q1 Group. Темой дебатов стала эффективность форматов рабочих пространств: коворкингов и офисов.
Спикеры разделились на команды «За офисы» и «За коворкинги», чтобы аргументированно доказать аудитории, какой тип офисной недвижимости наиболее эффективен и совершенен.
Предваряя беседу, модератор Екатерина Ньюман, генеральный директор Q1 Group, отметила растущий спрос на пространства коворкингов, который отмечается в России в последние несколько лет. «На данный в Москве коворкинги стали одним из лидирующих новых форматов коммерческой недвижимости. Если раньше эти пространства рассматривались исключительно как недорогие рабочие места для начинающих предпринимателей и стартапов, то сегодня все большее количество таких площадей занимают крупные корпорации», - отметила спикер.
В ходе дискуссии участники команд приводили аргументы в пользу «своего» формата, говорили о преимуществах и недостатках коворкингов и традиционных офисов, а также обсуждали перспективы спроса на разные типы пространств на российском рынке коммерческой недвижимости.
Так, в качестве одной из ключевых особенностей «шеринг» - офисов эксперты, отметили высокое качество инфраструктуры. «Главное преимущество коворкингов в том, что они уже предлагают готовое решение для нового поколения сотрудников (крупных компаний и малого бизнеса), у которых другие ценности, интересы и потребности. В то время как традиционным форматам еще только предстоит выработать решение для этих ребят», - уточнил управляющий директор смарт-офисов SOK Михаил Бродников.
Команда «За офисы» обратила внимание аудитории на то, что в основе всех проектов коворкингов лежит принцип универсальности - они должны быть одинаково удобны для резидентов из разных бизнесов. В связи с этим, сохранить корпоративную айдентику и культуру в таком пространстве крайне сложно.
«Хороший офис требует существенных вложений, но позволяет получить значительные преимущества за счет максимальной адаптации архитектуры и инфраструктуры к корпоративной культуре и особенностям бизнеса конкретной компании», - сказал Андрей Михайленко, менеджер по работе с ключевыми клиентами TerraLink.
В качестве еще одного преимущества коворкингов спикеры отметили их адаптивность. По словам Александра Ошурко, управляющего партнёра Praedium, сильная сторона и одно из преимуществ коворкингов - максимальная гибкость. «Сам формат подразумевает, что пространство может быть организовано любым образом, может быть подвержено быстрым изменениям, оно трансформируемо. Это привлекает гибких новых арендаторов - стартапы, чей штат может меняться в разы в зависимости от конкретного проекта, а также творческие объединения и кластеры. По сути коворкинг - это место для "новых" индустрий», - уточнил эксперт. С последним тезисом согласилась команда «За офисы», обратив внимание на то, что именно стартапы все еще являются основными арендаторами формата.
В конце дискуссии все участники мероприятия смогли проголосовать за команду, которая на их взгляд была более убедительна, и с небольшим перевесом в три голоса победу одержала команда «За офисы».
В завершении мероприятия перед аудиторией выступил представитель партнера дискуссии, компании 3M, Игорь Степанов. Эксперт рассказал о решениях для создания комфортной атмосферы внутри офисных пространств и коворкингов, среди которых были представлены архитектурные и дизайнерские пленки Di-Noc для оформления помещений и декоративные пленки для стекла Fasara, Crystal и Hazе. Большой интерес вызвали оконные атермальные пленки 3M Prestige, позволяющие снизить затраты на кондиционирование и повысить энергоэффективность. Новым решением для российского рынка стали перенаправляющие свет пленки, обеспечивающие более глубокое проникновение естественного света в здание, снижая тем самым потребность в искусственном освещении. Также эксперт 3М продемонстрировал пленки защиты информации для экранов – актуальное решение для офиса, позволяющее защитить конфиденциальную информацию на экране электронных устройств от подглядывания.
Партнерами мероприятия также стала компания «Экспресс Вендинг».
«Наша компания «ЭКСПРЕСС ВЕНДИНГ», приняла участие в качестве партнеров в данном мероприятии, поскольку мы также трудимся на ниве повышения комфортности любого рабочего пространства - будь то обычный офис или коворкинг. Даже если в компании организовано полноценное питание, наличие автомата со вкусной кулинарией и снеками, кофейного автомата или профессиональной кофемашины, привнесет полезное и вкусное разнообразие в жизнь сотрудников», - отметили представители партнера.