Приглашенные спикеры и гости обсудили изменения роли человеческого капитала в бизнесе, будущее современного офиса и перспективные подходы к организации рабочего пространства, поделились практическими кейсами и постарались ответить на непростой вопрос, изменилась ли суть office sapiens, и/или они по-прежнему гоняются за мамонтом, заменив копьё на цифровые технологии.
Вопросы, на которые искали ответы:
Поделились экспертным мнением Ксения Харкевич (ILM), Михаил Бродников (SOK), Камиль Карибов (Beiten Burkhardt), Николай Миловидов (UNK), Юлия Алексеева (Formica), Алексей Курсин (Pridex), Дмитрий Шабанов (КРОК), Евгений Яковлев (Ortgraph), Вячеслав Евсеев и Марина Тутушкина (Botanicals), Марина Лобынцева (HeadHunter), Анна Герман (AHK), Андрей Михайленко (TerraLink), Александр Гладков (Macroscop), Морозов Андрей (Buromobel)
Пандемия ускорила процессы, которые постепенно и так начали входить в нашу жизнь. Всё больше компаний переходят к гибридной форме работы, попутно перестраивая свой офис в гибкое пространство. Гибкий офис, удалёнка, коворкинг – слова, активно вошедшие в наш лексикон в 2020 году. Ксения Харкевич, Директор департамента офисной недвижимости компании ILM, отметила, что вряд ли компании после пандемии вернутся к формату офисной работы 5 дней в неделю, и в ближайшие пару лет мы будем жить в новом мире, «совмещая дом, работу и телефон». Поэтому собственники БЦ предлагают клиентам выравнивание форматов, ориентируясь на гибкость офисов и их компактность.
Коворкинги и сервисные пространства стремительно развиваются. На рынок выведено огромное количество разно форматных предложений, от бюджетных до премиум-уровня и ежегодно количество площадок растет. Крупные операторы стараются укреплять позиции, увеличивая свою долю. Новые площадки появляются также и в жилых комплексах.
Важность ориентированности на сотрудников подчеркнул Михаил Бродников, Управляющий Директор сети гибких офисных пространств SOK: «Сейчас наблюдается большой рост запросов на коворкинги, особенно в сфере IT, задающей тренды. Появился новый запрос создавать коворкинг- пространства в регионах. Компаниям сегодня нужна услуга, а не собственно офис».
Камиль Карибов, Управляющий партнер юридической компании Beiten Burkhardt: «Многие правовые аспекты, права и обязанности сотрудников, работающих в удаленном формате или в коворкингах, пока непонятны, и их нужно разрабатывать. Для компаний же очень важно сегодня предусмотреть возможность выхода из договора и другие опции – возможность оптимизировать площади, сдать их в субаренду и пр».
Бурное обсуждение вызвало выступление Николая Миловидова, Управляющего партнера UNK, рассказавшего, как менялись офисы в России с точки зрения архитектуры и дизайна: «Эпоха «плюшек» – это эпоха IT- компаний. Это затягивало людей в офисы. «Плюшки» (сервис) – это именно то, почему люди скучали по офисам. Это требование никуда не делось, но сейчас офис – это еще и пространство, чтобы пообщаться. Нам кажется, что с прошлого года наступила эпоха коммуникаций. При этом стандартный формат никуда не уйдет - время универсальных решений прошло», - подчеркнул спикер.
Юлия Алексеева, Fomica, привела данные собственного исследования компании в Европе, которые показали, что 84% респондентов очень хотят, чтобы офис вернулся в их жизнь. Возможно, будущее за «трехкомпонентным подходом» к работе: дом, который останется базой, хабы – комьюнити-центры, и центральные офисы как представление бренда.
Современная рабочая среда – это не только про технологии и инженерию, но и про растения, которые создают уют и комфорт. Рынок офисного озеленения в России достаточно молодой, но он уже прочно занял свою нишу. Слабость рубля внесла свои корректировки в бюджеты – для реализации большинства дизайнерских решений в сфере озеленения необходимо импортировать растения из Китая, Голландии, Германии, Франции и др. стран и такие проекты не могут стоить дешево. Но «Нестандартные, дизайнерские решения по озеленению, такие, например, как зеленый сад или огромная зеленая стена с водопадом, могут стать визитной карточкой компании, центром притяжения для сотрудников, клиентов и партнеров. А инвестиция в озеленение – это инвестиция в HR-бренд компании, ее партнеров и клиентов, которые придя в офис, будут воспринимать компанию совершенно иначе» отметили Марина Тутушкина, Операционный Директор и Вячеслав Евсеев, Партнер компании Botanicals
Спикеры встречи также рассказали о новых технологиях и решениях для офисных пространств. Дмитрий Шабанов, Руководитель направления мультимедийных систем компании Крок: «Важный тренд – командная работа. Вы можете не просто забронировать себе место, а подписаться на коллегу и узнать, когда выходит он». Евгений Яковлев, Ortgraph, рассказал о «человек ориентированном освещении» в офисе: «Свет не должен быть раздражителем: самый лучший свет – тот, на который мы не обращаем внимания».
Во главе угла – цифровизация. Компании, разрабатывающие софт для бизнеса, охватывают все возможные сферы и направления, которые могут повлиять на продуктивность сотрудников. Андрей Михайленко, Директор по развитию бизнеса инфраструктурных решений компании Terralink, подчеркнул, что важно планировать офис и его цифровые сервисы «навырост», с учетом последующих надстроек. А Александр Гладков, Руководитель отдела по работе с крупными корпоративными клиентами компании Macroscop, продемонстрировал работу приложения с голосовым ассистентом Евой с камер наблюдения.
Гибкий офис, активное использование девайсов и приложений для бизнеса – основные тенденции, которые развиваются после пандемии.
Фото с прошедшего мероприятия доступно на странице объединения Stand Up Office на Facebook по ссылке https://www.facebook.com/standupofficerussia/photos/?ref=page_internal
Запись мероприятия доступна на канале объединения Stand Up Office на youtube https://www.youtube.com/watch?v=_D-wdFrMDOU
Контактная информация
Директор по маркетингу компании ILM
Кудисова Юлия
+ 7 916 653 41 24