Гибридный формат работы становится новой нормой в найме. С какими трудностями в управлении гибридной командой сталкиваются руководители, и что можно предпринять для их решения, рассказала Татьяна Шараева, руководитель проекта Foodworking.
Чем хорош удаленный и гибридный формат работы
За два года пандемии рынок труда изменился. По результатам исследования портала Работа.ру, сегодня 15 % работающих москвичей трудятся из дома, и еще 5 % — частично из дома, частично из офиса.
Если раньше во главу угла возводили сплоченность команды, то сейчас важнее непрерывность процессов. В 2020 году перевод части штата на удаленку был объективной необходимостью. Сейчас удаленный и гибридный формат сохраняют в компаниях, где как следует его «распробовали». Для работодателей он может быть привлекательным по разным причинам.
Снижение расходов на содержание офиса. Когда часть работников трудятся в офлайне, есть смысл переехать в помещение поменьше и не сливать бюджет на аренду помещения, которое уже не по карману.
Экономия зарплатного фонда. Пандемия показала возможности оптимизации и в плане физического размещения работников, и во временном плане. Многих перевели не только на удаленку, но и на полставки.
Больше возможностей в подборе кадров. Дистанционный найм расширяет воронку кандидатов. Можно включить в команду квалифицированных специалистов, которые отказались бы от работы офлайн из-за сложностей с транспортом.
Меньше напряжения в коллективе. При постоянной работе в одном пространстве между сотрудниками неизбежно возникают конфликты. Они смещают фокус с общих целей на личные переживания и снижают эффективность команды.
Разумеется, где есть плюсы, есть и минусы. Чтобы управлять командой удаленно, руководителю нужно менять подход, искать эффективные способы взаимодействия и контроля. Иначе коллектив просто развалится.
Почему работник на удаленке менее продуктивен
По роду деятельности я сама много и часто взаимодействую с фрилансерами, индивидуальными предпринимателями и штатными специалистами на удаленке. Мы с командой проекта Foodworking проводили исследование и выяснили боли этой аудитории. Если обобщать, то все сводится к потере продуктивности из-за сложностей с организацией рабочих процессов дома.
Могу подтвердить личным примером. У меня дома есть оборудованный кабинет для работы, но я редко остаюсь дома в будни. Меня отвлекают домашние животные — атмосфера дома абсолютно нерабочая. С точки зрения руководителя команды на удаленке могу выделить следующий ряд проблем в управлении.
Сложности в организации встреч онлайн. Даже если заранее запланировать время планерки, приходится ждать, пока каждый подключится, решит проблемы с картинкой и звуком, угомонит ребенка, выпроводит собаку и т. д.
Ограниченные возможности контроля. Когда сотрудник работает из дома, вы не можете контролировать его присутствие на рабочем месте по камере и быть уверены, что он занят делом, а не листает ленту в соцсети.
Необходимость обеспечения рабочей среды. У многих нет условий для эффективной работы дома. Нет оргтехники или достаточно мощного компьютера, чтобы справляться с рабочими процессами. Они работают с ноутбуками на кухне, на диване, на подоконнике.
Слабая корпоративная культура. Нетворкинг — важная социальная составляющая, которая делает сотрудников лояльными и настроенными на долгосрочные рабочие отношения. Чтобы поддерживать корпоративный дух среди удаленных работников, приходится больше вкладываться в атрибуты HR-бренда: отправлять подарки с символикой, устраивать выездные мероприятия и т. п.
Во всем перечисленном выше картину можно несколько улучшить за счет сервиса Foodworking. Половина нашей команды работает из дома, но раз-два в неделю перемещаются с ноутбуками в рестораны. Этого достаточно, чтобы не закиснуть в домашней среде, оставаться креативными и продуктивными.
Foodworking — это онлайн-платформа, в рамках которой мы организовали сеть коворкингов на базе ресторанов Москвы. Среди партнеров сервиса сеть ресторанов «Чайхона №1», ресторан Ruski и другие.
В коворкинг-зонах ресторанов-партнеров Foodworking есть принтеры и канцелярские принадлежности — работать удобно.
Что из этого можно взять управленцу для команды:
Принцип сотрудничества довольно простой: компания открывает и пополняет корпоративный счет на платформе, предоставляет доступы и лимиты сотрудникам. Сотрудники могут сами выбирать заведения для работы.
В конечном счете работа с Foodworking помогает усилить HR-бренд, способствует удержанию действующих и найму новых удаленных сотрудников.
Если вы хотите получить более подробную информацию по корпоративному сотрудничеству, пожалуйста, напишите на почту a.zharov@foodworking.ru. В теме письма укажите «Фудворкинг B2B».